Концепция РОП предполагает достижение полного баланса между выпускаемой в оборот упаковкой и её утилизацией.
Как сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко, задача государства – ликвидировать серые зоны и правовые пробелы, которые позволяют уходить от ответственности за утилизацию товаров, сформировать меры по вовлечению вторсырья в оборот.
«Ежегодно в стране образуется более 60 млн т твёрдых коммунальных отходов, большинство из которых отправляются на свалки. Это серьёзная экологическая нагрузка. В соответствии с поручениями Президента пора внедрить принцип “загрязнитель платит”. Нужно снять финансовую нагрузку с граждан и внедрить справедливую ответственность бизнеса. Не стоит пугать потребителей повышением цен или пустыми полками, для этого нет предпосылок. Во многих странах мира реализована РОП и уже улучшена ситуация с образованием и утилизацией мусора, и не за счёт граждан. Законопроект направлен на обеспечение и контроль выполнения тех обязательств, которые якобы и так исполняются бизнесом», – сказала Виктория Абрамченко.
Законопроект по поручению вице-премьера будет обсуждён со всеми заинтересованными ведомствами на площадке Правительства в январе 2022 года.
Цель института расширенной ответственности производителей – формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное возвращение вторичных материальных ресурсов в хозяйственный оборот и минимизацию объёмов захоронения отходов потребления.
Согласно действующему регулированию ответственность производителя, импортёра товаров ограничивается установленным нормативом утилизации. С учётом этого норматива уплачивается и экологический сбор.
Вместе с тем в основе механизма института расширенной ответственности производителей должен лежать принцип полной ответственности производителей и импортёров товаров за утилизацию выпускаемой на рынок продукции. Поэтому существующий подход противоречит принципу «загрязнитель платит», при котором все расходы на сбор, обработку и утилизацию отходов должны быть покрыты системой расширенной ответственности производителей.
При этом при отсутствии необходимых мощностей введение полной ответственности по всем видам товаров признано преждевременным.
Законопроектом, за исключением упаковки, предлагается постепенное увеличение норматива утилизации для всех видов товаров с учётом переходного периода – не менее 10% ежегодно с 2023 года.
Кроме того, нормативы утилизации не могут являться одновременно «понижающим коэффициентом» при уплате экологического сбора, так как пропадает экономическая заинтересованность производителей и импортёров в обеспечении создания мощностей по обработке и утилизации отходов.
Поэтому предусмотрено, что в случае недостижения норматива утилизации сумма экологического сбора, подлежащая уплате, должна рассчитываться исходя из разницы между нормативом утилизации и достигнутым объёмом утилизации отходов, увеличенной в два раза, но не более 100%. Указанная норма подлежит применению с 1 января 2025 года.
При этом чем менее экологичным, трудно перерабатываемым является соответствующий товар или упаковка, тем выше ставка экологического сбора. Методика расчёта ставок будет устанавливаться Правительством.
В отношении упаковки законопроектом предусмотрена обязанность обеспечить утилизацию отходов в отношении всей массы упаковки, и в отношении неё исключено использование термина «норматив утилизации».
За шесть лет действия РОП не привела к снижению отходов и экономическому стимулированию развития отрасли. Кроме того, Росприроднадзор по результатам проверок представленной отчётности нередко выявляет неполноту и некорректность заполнения отчётности, недостоверность указанных в ней сведений.
Поэтому законопроект подразумевает усиление контроля за фактической утилизацией. Важным положением законопроекта стала верификация лиц, осуществляющих утилизацию отходов. Для этого будет вестись реестр утилизаторов.
Для исключения практики заключения липовых договоров на утилизацию отходов от использования товаров законопроектом предусмотрено предоставление утилизаторами сведений о заключённых договорах на утилизацию, об объёме утилизированных отходов, а также наличии у них соответствующих мощностей по утилизации отходов. При выявлении недостоверной информации на объём неутилизированных отходов будет взиматься недоплаченный экологический сбор.
Кроме того, предлагается с 1 января 2025 года ввести запрет на реализацию товаров и упаковки в том случае, если в реестр не внесены сведения о производителях (а не товарах). Это позволит реализовать принцип «загрязнитель платит» и ликвидировать правовой пробел, при котором производитель товаров или упаковки может уйти от ответственности за ликвидацию произведённых отходов.
«Сортировка 100% и снижение объёма отходов, направляемых на полигоны, в два раза – это одна из целей, которые 474-м указом определил Президент. Для достижения этих целей и создания условий для экологического благополучия населения органы власти создают понятные правила игры. И поэтому введение новых правил и реформа РОП неизбежны. Хочу также обратить внимание на то, что институт РОП был внедрён в России ещё в 2015 году, но он действовал на доверительной основе, без электронных реестров, которые мы сейчас начали создавать. То есть у бизнеса было достаточно времени, чтобы подготовиться. Что же касается потребителей, то на их жизни реализация реформы РОП не скажется, риск возникновения пустых полок в магазинах отсутствует. Когда на дорогах появились камеры контроля дорожного движения, не исчезли же с улиц автомобили», – отметил руководитель «Российского экологического оператора» Денис Буцаев.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram — t.me/cleandexru