Сегодня он выступил на панельной сессии «Ответственность поколений: программа ликвидации накопленного экологического вреда», участники которой обсудили различные проблемы экологии от затонувших кораблей, разработки экологического стандарта до хода рекультивации закрытых полигонов в разных субъектов РФ.
На территории Московской области расположено 39 полигонов твердых бытовых отходов, созданных без учета негативного влияния на окружающую среду и здоровье людей.В рамках реализации федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» запланирована рекультивация 28 из них.
С 2017 по 2020 годы были рекультивированы полигоны «Каширский», «Быково», «Электросталь», «Дубна Левобережная», «Аннино», «Кулаковский», а также завершен технический этап рекультивации полигона «Кучино». На сегодняшний день завершаются работы на «Долгопрудном», «Княжьих горах» и «Левобережном», продолжается рекультивация «Царева», «Слизнева», и «Вальцова». На 2022 год планируется завершение рекультивации полигонов «Съяново», «Часцы», «Каурцево», «Парфеново». Целевые показатели Федерального проекта «Чистая страна» на 2020 год – ликвидация 10 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда – будут достигнуты в полном объеме.
Участники сессии отметили хорошие темпы работ, набранные в Подмосковье. Однако Дмитрий Куракин в своем выступлении говорил не столько об успехах, сколько о вопросах, которые возникали при ликвидации накопленного вреда, и предложил конкретные шаги по их решению. Одна из главных проблем – неурегулированность земельных и правовых отношений. Практически все полигоны за время эксплуатации вышли за пределы изначальных землеотводов, заняв участки земель иного назначения и, в первую очередь, лесного фонда. Для того, чтобы начать рекультивацию, необходим оперативный перевод всех фактически занятых отходами земель в соответствующую категорию. Это очень длительный процесс, который затрагивает интересы различных ведомств и собственников. По словам Куракина, необходимо на федеральном уровне принять пакет нормативных актов, который предусматривает ускоренный и упрощенный перевод земель именно в целях ликвидации накопленного вреда.
С этой проблемой увязана еще одна: трудности с изъятием земель у недобросовестных собственников. В практике рекультивации были случаи, когда участки земель, на которых складировались отходы, стали представлять настолько серьезную угрозу, что приходилось предпринимать экстренные меры. В частности, объявлять режим чрезвычайной ситуации и реквизировать земли у недобросовестных правообладателей. Подмосковные власти предложили ввести упрощенный механизм изъятия земель для проведения срочной рекультивации.
Дмитрий Куракин призвал также обратить внимание на проблему полигонов ТКО, закрытых и закрываемых в 2019–2020 годах.После закрытия полигона его включение в проект «Чистая страна» возможен только после разработки проектной документации и выделения денежных средств, ранее не предусмотренных ни в федеральном, ни в областном бюджетах. Такие полигоны попадают в своего рода временной вакуум: они не принимают отходы, но и приступить к их рекультивации невозможно. После закрытия полигонов и до момента выделения финансирования на рекультивацию необходимо поддерживать полигон в надлежащем состоянии, что также требует дополнительных средств.
Не менее серьезная проблема – вопросы сертификации и государственной экологической экспертизы на технику и технологии. В России до последнего времени не существовало собственных технологий и оборудования для рекультивации полигонов.
Поэтому сегодня в ряде случаев приходится использовать зарубежный опыт, технологии и оборудование, в частности, для термической утилизации свалочных газов, а также сбора и очистки фильтрата. К сожалению, не все технологии и установки имеют сертификаты соответствия и положительные заключения государственной экологической экспертизы. Эти вопросы приходится решать в рабочем порядке, методом межведомственного взаимодействия. Глава Минэкологии Подмосковья предложил передать на региональный уровень максимально широкие полномочия по проведению экологической экспертизы материалов, технологий и оборудования для рекультивации. Если ответственность за ликвидацию накопленного вреда возложены на регионы, значит, им необходимо предоставить соответствующие возможности.