Новое исследование, проведенное учеными из Эксетерского университета, Кембриджа и Университета Неймегена, показало, что в 95% случаев вождение электромобиля меньше вредит природе, чем использование машин с ДВС, даже несмотря на выработку электроэнергии с помощью ископаемого топлива. Это утверждение несправедливо только для таких стран, как Польша, где электростанции в основном работают на угле.
По словам авторов исследования, опубликованного в Nature Sustainability, в течение всего периода использования электромобиля, а также при его производстве или утилизации, вредные выбросы от него на 70% ниже, чем от бензинового. Это касается, например, Швеции и Франции – стран, обладающих высокой долей относительно чистых источников электроэнергии (атомные станции, возобновляемая энергетика).
В случае Великобритании этот показатель составляет 30%. Вообще, экологичность электротранспорта будет еще более повышаться по мере перехода на менее вредные способы выработки электроэнергии. Ученые предполагают, что в 2050 году каждый второй автомобиль в мире будет электрическим. Это сократит глобальное производство углекислого газа на 1,5 гигатонн в год, что эквивалентно нынешним выбросам от всех источников в России.
Страны могут ускорить движение в сторону снижения выбросов, если возьмут на себя определенные обязательства. Так, Британия обещает, что к 2035 году каждая новая продаваемая машина будет электрической.
По мнению возглавлявшего исследование Флориана Кноблоха из Университета Неймегена, идея о том, что использование электромобилей приводит к большему загрязнению атмосферы, оказалась несостоятельной. Однако это не значит, что все экологические проблемы будут скоро решены. Для того чтобы выполнить поставленную цель, Великобритании придется ускорить переход на электромобили, что создаст большую нагрузку на возобновляемую энергетику. Кроме того, износ шин и тормозных колодок продолжит оставаться заметным источником загрязнения. Поэтому даже полная электрификация транспорта не решит проблему.
Необходимо уменьшить спрос на поездки по городу как минимум на 20% с постепенным уходом от персональных автомобилей, что представляется значительным изменением общественного сознания.
Исследователи также уделили внимание электрическим тепловым насосам, используемым для отопления жилых домов, и пришли к выводу о том, что они производят меньше выбросов, чем системы, работающие на ископаемом топливе, в 95% стран.