Центр маркетинговой компетенции в области чистых технологий маркетинговой группы «Текарт»
+7 (495) 790 75 91 #133 Оставить заявку

Малая альтернативная энергетика в России

09.01.2017
Малая альтернативная энергетика в России

Интервью с генеральным директором ООО «Ветрострой» Романом Мельниковым

1. Какие изменения произошли за последние 5 лет на рынке малой альтернативной энергетики в России? noname..jpg

Глобальных изменений ожидать не приходится, поскольку стоимость оборудования по прежнему достаточно высока, и, если после понижения курса рубля вдвое только солнечные батареи подорожали всё-таки не так радикально, то всё остальное оборудование – импортное — ветрогенераторы и аккумуляторы увеличили в стоимости пропорционально.

Но солнечные панели всё-таки не панацея для нашей северной страны из-за низкого уровня соляции. Пришлось немного поднять цены и нам – производителям отечественного ветрооборудования из-за некоторых импортных комплектующих или привязанного к валютному курсу стоимости материалов – меди, например.

Поэтому немного упал интерес к импортным, китайским в первую очередь, ветрогенераторам. В целом увеличился интерес к менее мощным ветрогенераторам – и дешевле, и потреблять стали бережнее.  

2. Кто сегодня основной покупатель, как он к вам приходит, что покупает?

Основной покупатель в данном сегменте – частник – от дачника до «идейных» домовладельцев, причём большинство покупателей, как ни странно, всё же имеет своё сетевое электричество.

Покупают как для энергонезависимости, так и для «ради интереса» — кто-то «умный дом» строит, кто-то «дом-термос», а кому-то просто хочется зелёной энергии.

Большинство покупателей на наш редкий товар приходит на 90% из Интернета – самое простое поле для рекламы. Отсюда же, правда, исходит и встречное зло – «изобретатели» чудо-ветряков и чудо-генераторов вплоть до вечных двигателей – людям потом трудно разобраться с реальной ситуацией.

Покупают от отдельно ветрогенератора до полного комплекта, хотя мы обычно предлагаем как наиболее оптимальный вариант – комплект без аккумуляторов и труб для мачты, которые можно купить на месте и без переплат и доставки.

По прежнему самый актуальный сегмент в ветроэнергетике – 2кВтные комплексы, способные обеспечить небольшой дом. При низкой цене на ветрогенераторы 1кВт и ниже они не пользуются большой популярностью из-за небольшой энергоотдачи.

А более мощные ветрогенераторы – 3–5кВт за последние 5–10 лет стали менее востребованы – сказывается влияние энергосберегающих технологий на наши потребности.

3. Какие меры господдержки существуют и на какие вы рассчитываете в будущем?

В настоящее время для данного сегмента рынка по-моему не существует никакой господдержки, как я говорю – хорошо, что хоть просто не мешают — разрешениями или налогами какими-нибудь.

Рассчитываем — на популяризацию именно малой зелёной энергии, про какие-то финансовые блага даже думать не приходится.

Очень редко бывают предложения от госзакупок, которые как правило идут через каких-то посредников. Хотя именно это направление способно существенно поднять долю российского производства ветрогенераторов. Существует много отдалённых мест обитания людей, в которых электричество производится дизелями – это очень дорого, но это давно заложено в бюджет и что-то менять никто не хочет – нужна целенаправленная профилактическая встряска соответствующих структур на оптимизацию.

Ещё одна беда госзакупок – купить купили, кое-как смонтировали, а вот эксплуатации нет никакой – всё перекладывается на совесть местных неопытных пользователей. Как результат – через год-два половина объектов выходят из строя или стоят мёртвым грузом с отрицательными эмоциями местных жителей.

4. Как развивается российское производство малых батарей, ветряков?

На развитие каких-то специальных малых батарей рассчитывать не приходится – да они в общем и стандартные автомобильные и стационарные подходят – и по качеству и главное по цене.

Производство ветряков в России развивается по спросу от рынка – вот несколько лет назад появился бурный интерес к вертикально-осевым ветрогенераторам – по цене – космос без надежды окупаемости, но сама идея красива и народ просто хочет! Нагородили кучу доводов «за» — и процесс пошёл, хотя объективно по соотношению мощность-цена они в несколько раз проигрывают горизонтально-осевым. Как дорогая игрушка – да, но никаким энергосбережением здесь и не пахнет.

Новые производители на нашем рынке появляются достаточно часто, но как правило, на долго не задерживаются – быстро энтузиазм заканчивается – тема хоть и перспективная, но достаточно специфичная – слишком много подводных камней в этом бизнесе.

Радикально новых технических решений здесь искать в общем негде – то что иногда всплывает как нечто сверхочень – на поверку оказывается как правило безграмотностью изобретателя.

Основные задачи отрасли малых ветрогенераторов – снижение стоимости оборудования и оптимизация правильной эксплуатации – как рекламный пример для подражания у будущих покупателей.

Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке