Украинские власти хотят изменить состав автомобильного топлива, повысив до 10 процентов долю биоэтанола, тогда как эксперты предупреждают о негативных последствиях такого шага для украинского рынка нефтепродуктов.
В Минагрополитики заговорили о необходимости увеличения нормы содержания в бензине биоэтанола до 10 процентов, ссылаясь на опыт, накопленный европейскими странами. Между тем эксперты заявляют, что в странах Европейского Союза уже давно отказались от таких идей, а если украинские власти все-таки пойдут на такой шаг, то это обернется существенным снижением качества топлива.
Елена Ковалева, занимающая должность замминистра агрополитики, недавно заявила, что, согласно директивам Евросоюза, норма биоэтанола в автомобильном топливе установлена на уровне 10 процентов, поскольку при такой норме объем выбрасываемых в атмосферу вредных аэрозольных частиц сокращается на 50 процентов, а объем выбрасываемого в атмосферу оксида углерода сокращается на 30 процентов. Таким образом, здесь речь идет не только о заботе об экологии, но и о развитии в Украине производства биоэтанола. В стране уже есть необходимые для этого мощности, тогда как развитый украинский агросектор сумеет обеспечить достаточное количество сырья, необходимого для производства биоэтанола.
Отметим, что это уже не первая инициатива, направленная на то, чтобы требование о добавлении в бензин биоэтанола было закреплено на законодательном уровне. В частности, соответствующий закон в Украине приняли еще в 2012 году – согласно данному закону, в стране, начиная с 2014 года, должна была вводиться обязательная норма присутствия в топливе биоэтанола на уровне не менее чем 5 процентов. С 2016 года содержание спирта в бензине, изготавливаемом и продаваемом на территории Украины, должно было вырасти до 7 процентов, но в феврале прошлого года депутаты украинского парламента отменили этот закон.
Впрочем, как отметил Сергей Куюн, возглавляющий КГ «А-95», данный закон даже за тот период, пока он действовал, так и не смог заработать полноценно. По словам эксперта, закон в итоге так не заработал на полную силу потому, что в рамках данной программы никаких конкретных шагов никто не делал. Иными словами, в законе прописана необходимость добавлять в бензин спирт, однако ничего не было сказано о том, сколько конкретно добавлять, какие налоги с этого платить, и так далее. Главной причиной того, что закон так и не заработал, Куюн считает неготовность к нему украинского рынка – не было ни соответствующей инфраструктуры, ни нужного количества биоэтанола, ни нормативного урегулирования всех связанных с этим вопросов.
Геннадий Рябцев, занимающий в научно-техническом центре «Психея» должность заместителя директора, объяснил, что практически весь бензин, продаваемый сегодня в Украине, и так содержит в себе либо биоэтанол, либо какие-то похожие добавки, и существует норма по содержанию таких добавок в топливе. Эксперт при этом особо отметил, что в настоящее время от идеи довести содержание в бензине биоэтанола до 10 процентов отказались практически все европейские страны – там было решено остановиться на 5 процентах.
Он объяснил, что в Европейском Союзе действительно была директива, которая предусматривала постепенное доведение нормы содержания биокомпонентов в автомобильном топливе до 10 процентов, однако на практике данную директиву так и не реализовали. В нее внесли изменения, согласно которым доля биоэтанола в автотопливе снижалась до 5 процентов, а норму в 10 процентов реализовали уже по другим альтернативным источникам энергии. Данное решение в Европейском Союзе приняли из-за слишком большого количества автомобилей, двигатели которых просто не адаптированы под такое топливо.
Инициатива украинского Минагрополитики поднять норму содержания спирта в автомобильном топливе вызывает весьма серьезные сомнения в целесообразности такого шага. В частности, Владимир Сапрыкин, независимый эксперт в сфере энергетики, объяснил, что реальная необходимость такого шага вызывает сомнения, поскольку повышение содержания биоэтанола в бензине до 10 процентов может весьма негативно сказаться на работе автомобильных двигателей. По его словам, к такому топливу в Украине сегодня адаптированы двигатели только лишь двух третей от всех автомобилей.
Бензин с 10-процентным содержанием биоэтанола, равно как и другие смеси с таким же содержанием биодобавки, не рекомендуют использовать практически все автопроизводители, продукция которых пользуется массовым спросом в Украине. В технических характеристиках автопроизводители указывают, что они не гарантируют нормальную работу топливных систем автомобилей в случае использования топлива с 10-процентным содержанием спирта. Вместе с тем Куюн указал на еще один негативный момент – эксперт напомнил, что Украина сегодня закупает за пределами страны около 85 процентов потребляемого топлива, и если в бензин будут еще и дополнительно добавлять биоэтанол, то в итоге получится самая настоящая «отрава» для двигателя.