25 января 2016 года правительство Нижегородской области приняло постановление № 21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области». Соответственно, данный документ отменяет постановление регионального правительства от 23.06.2015 № 393 «Об утверждении Положения о порядке сбора, условиях и способах вывоза (транспортирования), обработки и размещения бытовых (твердых коммунальных) и промышленных отходов на территории Нижегородской области».
Как пояснили в министерстве необходимость принятия нового постановления, с 1 января 2016 года вступили в силу нормы закона, которыми устанавливаются дополнительные полномочия для субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере обращения с отходами. Реализуя свои полномочия, минэкологии Нижегородской области разработало постановление № 21, якобы согласовав его в установленном порядке в органах исполнительной власти Нижегородской области, а также в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре. Между тем для участников рынка данный документ, регулирующий их деятельность, стал «сюрпризом», как это уже было с постановлением № 393. Которое, кстати, обжалуется в настоящее время в Арбитражном суде.
Напомним, прокуратурой Нижегородской области было выявлено, что региональное министерство экологии и природных ресурсов, подготавливая вышеназванное постановление к принятию, проигнорировало необходимость проведения так называемой «оценки регулирующего воздействия» (ОРВ) данного нормативного акта, затрагивающего интересы предпринимателей. То же самое произошло и сейчас: постановление № 21 было принято без ОРВ.
«В виду того, что принятие проекта постановления правительства Нижегородской области № 21 не влекло за собой возникновение дополнительной и необоснованной нагрузки (финансовой, административной) и ограничений физических и юридических лиц, а также необоснованных расходов областного и местных бюджетов, оценка регулирующего воздействия и публичные консультации не проводились», — пояснили в министерстве.
Между тем постановление № 21, например, накладывает на специализированные организации, занимающиеся сбором и транспортировкой отходов, обязанность оборудовать мусорные машины аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. То есть, получается, это не дополнительная финансовая нагрузка на бизнес?
Пока документ отсутствует в Сети и возможности говорить о его «подводных камнях» невозможно. Но упраздненное постановление № 393, например, диктовало предпринимателям, вывозящим отходы из Сормовского района, в обязательном порядке доставлять их для утилизации на полигон в Балахне, сдавая по 300 с лишним рублей за кубометр. Хотя полигон МАГ-1 находится гораздо ближе, а тариф его почти в 3 раза ниже. Есть основания полагать, что эта норма, за нарушение которой грозит серьезный штраф, оставлена в силе. Это тоже не дополнительная финансовая нагрузка на бизнес?
По информации министерства, постановление № 21 ожидает корректировка после вступления в силу нормативных правовых актов федерального уровня, устанавливающих требования при обращении с группами однородных отходов I — V классов опасности, а также правила обращения с твердыми коммунальными отходами и коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов.
Кстати, неслучайно Нижегородская область лидирует по числу свалок. При этом губернатор Нижегородской области Шанцев публично признавал, что устал терпеть министра экологии Юрия Грошева.