Четыре мусоросортировочных завода возведут в Тюменской области. Они появятся в Тюмени, Тобольске, Ишиме и Ялуторовске. Об этом шла речь на выездном заседании комитета по экономической политике и природопользованию Тюменской областной думы. Предполагается, что регион перейдет на принципиально новый подход к обращению с отходами производства и потребления. Он будет основан на повторном вовлечении отходов в хозяйственный оборот.
Предполагается, что новая политика обеспечит переработку до 80% отходов, образующихся в регионе. В соответствии с территориальным размещением мусороперерабатывающих заводов Тюменскую область планируется разделить на аналогичное количество кластеров, в которых будет создана автономная и независимая система сбора, транспортировки, сортировки, утилизации и размещения отходов. Для управления будет создан единый оператор.
Цифры со свалки
По данным регионального кадастра отходов Тюменской области, в 2012 году в регионе образовалось 2 млн 22 тыс. тонн отходов. 38% – твердые бытовые отходы, из них 89% составляют отходы IV класса опасности. Попросту говоря, обычный мусор. Почти повсеместно его захоронение проводят на полигонах и свалках. По данным органов местного самоуправления, сортировка для извлечения сырья не осуществляется. Хотя на деле некоторые предприимчивые граждане продают право сортировки мусора.
По разным оценкам, твердые бытовые отходы содержат от 70% до 80% вторичного сырья — бумагу, древесину, пластик, металл и т. д. Если говорить подробнее, то 29,5% в общей массе мусора составляет макулатура, 12,5% – пластмасса, 5,7% – дерево, 5,5% – стекло, 3,5% – металлы. В Тюменской области этот мусор хранится на 648 объектах, включающих 23 полигона ТБО, 523 законные и 102 несанкционированные свалки. На полигонах размещают 70% отходов.
Основными проблемами остается отсутствие легальной сортировки для извлечения вторичных материальных и энергетических ресурсов, отсутствие необходимых документов у большинства санкционированных свалок, значительное количество нелегальных свалок. Не все мусоровозы в регионе оборудованы системами спутниковой навигации, что позволяет вываливать мусор, по сути, где вздумается.
Решить проблему призвана комплексная стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами, утвержденная приказом Минприроды России. Действуют законы «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В Тюменской области принята целевая программа, рассчитанная до 2020 года. Однако существующей правовой базы для решения проблемы явно недостаточно.
Новая логика
В 2012 году за счет средств бюджета приобретено 17 единиц специальной техники для полигонов ТБО — два катка-уплотнителя и 15 бульдозеров. Ликвидировано 78 несанкционированных свалок. В этом году ликвидируется 18 свалок. В регионе открываются предприятия, использующие отходы в качестве сырья. Ярчайший пример — завод компании «УГМК-Сталь». Построен завод по утилизации отработанных автомобильных шин. Введены в эксплуатацию установки утилизации ртутьсодержащих ламп.
При губернаторе Тюменской области создан и функционирует совет по экологической безопасности и рациональному природопользованию. Именно этому совету принадлежит идея принципиально иного подхода к обращению с отходами. В виде утвержденного документа концепции пока не существует. Но сам замысел одобрен Владимиром Якушевым. Помимо четырех мусоросортировочных заводов, в районе Тюмени появятся две мусороперегрузочных станции.
Правительство региона на условиях частно-государственного партнерства намерено объявить открытые условия заключения концессионного соглашения и в результате конкурса выбрать инвестора, который возьмется построить все шесть объектов. Объем лота связан с тем, что Тюмень наиболее привлекательна для инвестора, здесь образуется большой объем отходов. Другие территории представляют наименьший интерес. Таким образом, инвестиции будут «размазаны» по всей Тюменской области.
Новая система сократит существующие транспортные издержки. Логистическая схема изменится полностью. Сегодня граждане платят за сбор, вывоз и утилизацию мусора управляющим компаниям и ТСЖ. Те нанимают возчика, который доставляет мусор на полигон и за деньги же его сдает. С точки зрения предпринимателя — если не брать в расчет моральный аспект — выгоднее мусор вывалить в лесу, чем платить полигону. Бизнес-логика в действующем процессе отсутствует напрочь.
В будущем население через управляющие компании и ТСЖ будет продавать отходы мусоросортировочным компаниям. Именно они станут новыми собственниками мусора как товара. Им же предстоит нанимать возчика, который будет заинтересован в том, чтобы доставить мусор на производство, а не в лес. Компании будут сортировать отходы и полезные вторичные фракции продавать. Только после сортировки оставшийся мусор можно будет разместить на полигоне, причем с уплатой за воздействие на окружающую среду.
Деньги не пахнут
В действующей ситуации возчик получает платеж исходя из квадратных метров жилья — именно так в составе жилищной услуги оплачивается движение мусора. А сдает мусор исходя из его веса. Население получает большие издержки: перевозка занимает около 76% в сумме платежа. А уровень рентабельности возчика достигает 200%, чего нет ни в одном виде бизнеса. В случае воплощения замысла возчик пострадает, но в этом сегменте деятельности будут созданы прозрачные рыночные условия.
Малому и среднему бизнесу пытаться собирать вторичные отходы населения невыгодно, потому что у них нет критической массы отходов, которой можно серьезно оперировать. У мусоросортировочных заводов такая масса появится. Спрос на вторичное сырье колоссален. Предприниматели получат возможность в пешей доступности организовывать пункты приема вторичных ресурсов. А у населения появится экономический стимул не выбрасывать весь мусор сразу привычным способом.
Ключевой пункт концепции — неувеличение нагрузки на граждан. Любая современная утилизационная технология, если ее тарифицировать, окажется в десять раз дороже существующей. Но правительство региона понимает, что ни бюджет, ни население не может себе позволить больших трат. Для реализации проекта планируется привлечь до 1,5 млрд рублей частных инвестиций. Когда инвестор вернет свои деньги и получит доходность, регион останется с государственными объектами. Это и есть концессия.
Реализация концепции поставит крест на попытках частных инвесторов построить какие бы то ни было мусоросортировочные производства. Время, когда частники могли бы построить заводы, уже прошло, уверены в правительстве. История все расставила на свои места — рынок частных мусороперерабатывающих предприятий не сложился. Да и с полигонами конкурировать они не в состоянии.
В правительстве Тюменской области рассчитывают на получение концессионной платы 15% от прибыли — это миллиарды рублей в виде доходов в областной бюджет. Поскольку плата для населения увеличена не будет, мусоросортировочная компания сможет рассчитывать на финансовые послабления. В связи с этим важно отметить, что комплекс сможет работать и с промышленными отходами. А это нерегулируемые государством договоры и конкретная прибыль бизнеса.
20% отходов, которые не охвачены первым этапом концессии, территориально не составляют 20% территории Тюменской области. Речь идет о местностях, в которых транспортные издержки снизить невозможно. На этих территориях мусор может послужить малой энергетике. Вопрос планируется также решать на принципах частно-государственного партнерства. Правительство берет время, чтобы цивилизованно вовлечь все объекты в общую схему обращения с твердыми бытовыми отходами. Ожидается, что официально условия концессионного соглашения о строительстве заводов и станций будут объявлены уже в ноябре.