Гринпис России обратился в Международный Олимпийский комитет с заявлением о невыполнении Россией требований принципа «Ноль отходов», о следовании которому говорится в Заявочной книге Олимпиады в Сочи.
Реальная подготовка к проведению Игр 2014 года в Сочи противоречит зафиксированному в Олимпийской Хартии требованию ответственного подхода к проблемам охраны окружающей среды. При подготовке к проведению Игр в Сочи нарушаются обязательства, взятые на себя страной и городом и зафиксированные в Заявочной книге. К такому выводу пришли эксперты Гринпис, проанализировав последнюю версию Генеральной схемы очистки города Сочи.
В Заявочной книге содержится указание на стремление Комитета «Сочи-2014» к достижению нулевого производства отходов. Принцип «Ноль отходов» (или Zero Waste) подразумевает раздельный сбор отходов, их переработку, возвращение в цикл производства для экономии ресурсов и снижения энергетических затрат и выбросов промышленности. Этот принцип однозначно запрещает сжигание несортированных отходов, в том числе, по причине того, что в смешанном мусоре могут содержаться и образовываться токсичные вещества. На официальном сайте Олимпиады до сих пор остается страница, где прописано, что такое «Ноль отходов».
«В процессе подготовки Олимпиады идея «Ноль отходов» была значительно искажена, превращаясь то в «ноль отходов на свалку», то даже в простое «с глаз долой, из Сочи вон», – говорит Иван Блоков, директор по программам Гринпис России. – Например, было решено вывозить отходы из олимпийской зоны за пределы Сочи на Белореченский полигон, а также сжигать».
Своеобразно понимает принцип «Ноль отходов» и мэр Сочи Анатолий Пахомов: недавно он заявил, что в прошлом году на курорте были закрыты все полигоны для хранения твердых бытовых отходов, а весь собранный мусор после сортировки вывозится за пределы города, на полигон в городе Белореченск.
Кроме того, отходы Олимпийской стройки (извлеченные при строительстве грунты и строительный мусор) захораниваются на особо охраняемой природной территории – в Сочинском национальном парке. Существует официальный документ, определяющий около двух десятков мест, где коммерческим организациям предлагается сваливать грунт и мусор. Не менее десятка участков из этого перечня расположены в долине реки Мзымта, которая подпитывает подземные источники питьевого водоснабжения города Сочи. Другой отвал в долине реки Псоу, ради которого был вырублен участок девственного леса, спровоцировал обширный оползень на горном склоне.
Раздельный сбор отходов, являющийся основой концепции Zero Waste, в новой версии Генеральной схемы Сочи упоминается, но признан нецелесообразным. Зато технология сжигания несортированных ТБО на мусоросжигательном заводе объявлена в документе «наилучшей перспективной технологией, которую следует рекомендовать для применения на территории города Сочи». Между тем, сжигание отходов полностью не соответствует принципу «Ноль отходов», так как приводит к загрязнению воздуха токсичными веществами и создает из относительно инертного мусора токсичные шлак и золу (около 30% от первоначальной массы), которые потребуется захоранивать на специально оборудованных полигонах.
В начале 1990х годов в Сочи уже был построен мусоросжигательный завод, но проработал недолго и был закрыт, поскольку его дым накрывал значительную часть города-курорта, а также из-за нехватки средств на его содержание.
В документе также одобряется и сжигание илового осадка города Сочи, с указанием, что такой сценарий «соответствует концепции "Ноль отходов" и позволит РФ выполнить свои Олимпийские обязательства». Между тем, существует более экологически ответственная технология обработки осадка – анаэробное (метановое) сбраживание, уже давно применяемое, например, на московских станция аэрации. Такая технология в Генсхеме очистки даже не рассматривается. Требование рассмотреть возможности альтернативной сжиганию переработки осадка содержалось и в поручении президента.
Гринпис России считает, что в подготовке XXII Зимних Олимпийских игр в области обращения с отходами допущены значительные нарушения заявленных принципов, которые должны быть немедленно исправлены. В противном случае можно говорить о нарушении декларируемого Олимпийским движением ответственного подхода к охране окружающей среды.