«Роснано» и правительство Иркутской области продолжают вести переговоры о дальнейшей судьбе предприятий группы НИТОЛ, специализирующихся на производстве кремния для солнечных батарей. Как выяснили «Известия», акционеры — «Роснано» и Сбербанк — рассматривают два сценария: вложение 4,7 млрд рублей в пока что нерентабельное предприятие или его консервация, которая оценивается в 2,1 млрд рублей. Минфин отказывается выделять средства на проект, мотивируя это тем, что на балансе «Роснано» есть 67 млрд рублей собственных средств. Аналитики полагают, что госкомпания, готовящаяся к выходу на фондовый рынок, не спешит вкладываться в нерентабельный проект и ждет поддержки от государства, чтобы сократить собственные риски.
Проект по созданию в Иркутской области промышленного производства поликристаллического кремния стартовал в 2005 году. Изначально в него были вложены частные инвестиции группы НИТОЛ, которая на тот момент занималась лесом, нефтепродуктами и частично химией. Кремниевый проект планировалось реализовать на базе двух предприятий, входивших в группу и расположенных в Иркутской области — «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский силикон». Они, по сути, являются градообразующими для города Усолье-Сибирское.
По информации «Известий» компания планировала выход на IPO через два года после старта проекта, однако в Китае за время строительства производства открылось сразу несколько заводов по переработке кремния. Это привело к падению цен на эту продукцию, поэтому планы НИТОЛ не были реализованы. Частный капитал разочаровался в идее, для поддержки градообразующих производств в проект привлекли Сбербанк (41,23%) и «Роснано» (58,75%).
Как следует из письма замминистра финансов Андрея Иванова в правительство (есть в распоряжении «Известий»), на сегодняшний день мощность производства составляет 1,5 тыс. т в год, что соответствует лишь 45% запланированного. Изначально проект предполагал выход на внутренний и внешний рынки, но за время его реализации цены на кремний на мировом рынке упали с расчетных $80 за 1 кг до $16.
Фактически мощности загружены только на 20% — в год производится 300 т. Так что сейчас себестоимость продукции составляет $110 за 1 мкг, что почти в семь раз выше рыночной цены. С 2005 года по настоящее время в проект вложено 26,6 млрд рублей.
Представители НИТОЛ ожидают рост цен на кремний в связи с возрастающим в мире интересом к солнечным батареям как возобновляемому источнику энергии. По прогнозам НИТОЛ, обозначенным в письме Минфина, к 2015 году рост цен на поликремний может достичь уровня $43. При мощности 1,8 тыс. т в год проект сможет выйти на операционную рентабельность, указывается в письме. Для достижения этой отметки необходимо инвестировать еще 4,7 млрд рублей. Впрочем, собственники предлагают и другой сценарий — консервацию производства. В этом случае допрасходы оцениваются в 2,1 млрд рублей: оборудование будет сокращено, но персонал придется уволить почти полностью. Из 1,3 тыс. сотрудников занятыми останутся лишь 80. Правительство Иркутской области сообщило о готовности заняться трудоустройством высвобождаемых работников. В декабре прошлого года сотрудников НИТОЛ уже официально уведомляли о возможных сокращениях.
— Предупреждения о сокращениях истекают в марте. По заверениям губернатора, есть договоренность с правительством о финансировании «Усолье-Сибирский силикон». Если оно будет произведено, то 380 человек, которые сейчас находятся под угрозой увольнения, останутся в штате. Второе предприятие группы НИТОЛ — «Усольехимпром» — практически полностью ликвидировано, из 10 тыс. сотрудников там осталось только 230, — рассказывает председатель Иркутской отделения профсоюза работников химпрома Николай Измаилов.
В пресс-службе губернатора Иркутской области «Известиям» не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. На прошлой неделе глава региона Сергей Ерощенко заявлял, что в течение недели будет подготовлена «дорожная карта» проекта, которую представят ему на согласование. Кроме того, глава региона сообщил, что вице-премьер Игорь Шувалов поручил Сбербанку, ВЭБу и Евразийскому банку развития разработать механизмы поддержки. Впрочем, в ответ на запрос Минфина Сбербанк уже указывал, что считает целесообразным участие государства в финансировании проекта.
В «Усолье-Сибирский силиконе» «Известиям» подтвердили факт обсуждения проблемы 12 марта у Игоря Шувалова, но не предприятии не знают о результатах. По итогам этого совещания никакого решения принято не было, рассказывает собеседник в правительстве. Игорь Шувалов не поручал представлять программу поддержки предприятия Сергею Ерощенко, заявление иркутского губернатора не соответствует действительности, говорит источник, знакомый с ситуацией. Представитель вице-премьера отказался от комментариев. В «Роснано» заявили, что «заинтересованные стороны ищут пути вывода компании из кризиса», и отметили, что «Роснано» считает проект «перспективным и важным для формирования кластера солнечной энергетики в России».
— Если бы предприятие собирались закрыть, не проводились бы совещания на правительственном уровне. Мы надеемся, что проект продолжит свое развитие, — сказали в пресс-службе «Усолье-Сибирский силикон».
Впрочем, Минфин пока не настроен финансировать НИТОЛ. Ведомству не поступали предложения по возможным сценариям финансирования проекта, поэтому оно считает целесообразным рассмотреть возможность использования ресурсов акционеров. Например, денег, находящихся на счетах «Роснано»: на 1 января сумма составляла 66,9 млрд рублей, в том числе в депозитах — 62,6 млрд рублей. Минфин готов рассматривать вопрос выделении помощи из бюджета, но лишь при поступлении допдоходов и (или) урезании других статей расходов.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, «Роснано» не хочет вкладывать свои деньги в проект в связи с планами выхода на фондовый рынок.
— Очевидно, что наличие таких нерентабельных проектов, как НИТОЛ, в портфеле будет для них существенным минусом в плане оценки самой компании. Они не хотят полностью брать риски на себя как акционерное общество, иначе интерес частных инвесторов снизится: низкая цена на кремний существенно снизит оценку самого «Роснано». Господдержка проекта даст инвесторам гарантии его успешности, — считает Шенк.
Ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов отметил, что, так как изначально «Роснано» не участвовало в проекте НИТОЛ, выделение средств компании на проект на данном этапе может спровоцировать вопросы правоохранительных органов о целесообразности трат.
— Госкомпании выделяют средства на развитие наноиндустрии. К 2015 году «Роснано» должно выпускать нанопродукцию на 900 млрд рублей, поэтому наличие денег на счетах не означает, что они должны их тратить на любые проекты, — говорит Баранов.
При этом аналитики сходятся во мнении, что проект является рентабельным именно в долгосрочной перспективе. У кремния большие перспективы, проект лишь временно убыточен. Эксперты говорят о дальнейшем улучшении ситуации на рынке, в связи с чем вложения в НИТОЛ могут окупиться.
Получается, что т.н. инвесторы рассчитывали на заоблачную прибыль в 5-ом году , а как китайцы \при объективно-реальной производственной экономике\ запустили технологию, так сврхдоходы у этих приказали долго жить... Вот и под угрозой безработицы и вымогают у бюджетные деньги на возврат своих расходов...