Минприроды РФ предлагает установить в качестве целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов в России к 2020 году 20% от уровня 1990 года, следует из разработанного ведомством проекта указа президента, который имеется в распоряжении РИА Новости.
В начале июля источник на российском углеродном рынке сообщал РИА Новости, что советник президента России, спецпредставитель по вопросам климата Александр Бедрицкий выступил с инициативой обсуждения в правительстве внутреннего ограничения выбросов парниковых газов, закрепленного на национальном уровне.
Как уточняется в письме за подписью замглавы Минприроды Семена Леви, ведомство в соответствии с поручением правительства РФ от 23 июня направляет на согласование проект указа президента «об утверждении целевого показателя Российской Федерации по сокращению выбросов парниковых газов к 2020 году». В качестве такого показателя установлены 20% от уровня 1990 года. Правительству РФ, согласно проекту документа, предлагается «учитывать целевой показатель по сокращению выбросов парниковых газов при определении и реализации основных направлений деятельности и программ социально-экономического развития Российской Федерации.
«Определение нормативным правовым актом национального целевого показателя позволит подтвердить последовательность российской позиции в отношении снижения антропогенной нагрузки на климат, а также намерения действовать в данном направлении при отсутствии глобального климатического соглашения, что позволит в дальнейшем развивать российский углеродный рынок, например, в рамках двухсторонних международных проектов», — говорится в пояснительной записке к документу.
Премьер-министр Дмитрий Медведев на конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро в июне подтвердил, что к 2020 году Россия снизит выбросы парниковых газов на 25% к уровню 1990 года. Эта добровольная цель, принятая Россией на международном уровне, закреплена в так называемом Копенгагенском соглашении, принятом на конференции ООН в датской столице в 2009 году. Ранее Россия, наряду с Канадой и Японией, заявила об отказе участвовать во втором периоде обязательств Киотского протокола, который должен начаться 1 января 2013 года. Экологи и представители бизнеса неоднократно заявляли, что будут настаивать на изменении этого решения.
По данным на 2010 год, выбросы парниковых газов России в 2010 году без учета сектора землепользования, изменений в землепользовании и лесного хозяйства (LULUCF) выросли на 4,27% — до 2,2 миллиарда тонн CO2-эквивалента. По отношению к 1990 году, установленному в качестве базового согласно Киотскому протоколу, выбросы снизились на 34,25%, или на 1,15 миллиарда тонн CO2-эквивалента.
Коррупционность данного проекта Указа очевидна.
1. В РФ официально не определены и не установлены:
1.1. Номинальная стоимость прав на выбросы парниковых газов (квот на выбросы), как это сделано например в странах ЕС, которые установили стоимость прав на выбросы парниковых газов начиная с 2013г. в размере 30 Евро за тонну выбросов в эквиваленте СО2.
По оценке ИЭА (авторы, Илларионов, Пивоварова) стоимость прав на выбросы парниковых газов в РФ вытекает из возможности создавать национальный валовый продукт и составляет около 300 Евро за тонну выбросов в эквиваленте СО2 (в странах ЕС около 4000 Евро).
1.2. Номинальная себестоимость затрат на сокращение выбросов парниковых газов по отраслям промышленности.
Из различных источников подобные затраты в странах ЕС и США составляют свыше 100 Евро за тонну выбросов в эквиваленте СО2, а в Японии достигает 400 Евро.
2. Единица измерения выбросов парниковых газов - Эквивалент СО2;
2.1. Официально не введена на территории РФ как единица (показатель) эффективности деятельности субъектов хозяйственной деятельности.
2.2. Отсутствует российская методология по оценке выбросов парниковых газов на территории РФ по субъектам хозяйственной деятельности в эквиваленте СО2, а также выпускаемой продукции.
В результате на территории РФ не капитализированы ресурсы субъектов хозяйственной деятельности по выбросам парниковых газов, а также природные возможности территорий по их поглощению, которые в целом по различным оценкам составляют свыше 1,0 трлн. Евро в год
Фактически Проектом Указа устанавливается ликвидация (секвестрация) российского ресурса стоимостью свыше 200 млрд. Евро в год.
3. Ресурс РФ по выбросам парниковых газов на период до 2008г. устанавливался официально законом о ратификации РКИК, и на период до 2008-2012гг. законом о ратификации Киотского протокола.
Изменения объемов этого ресурса, в соответствии с положениями Конституции РФ, может быть установлено только законом РФ.
Подобные действия в соответствии с проектом Указа Президента РФ:
во-первых, антиконституционны, так как нарушают ряд статей Конституции РФ, касающиеся прав граждан РФ;
во-вторых, наносят значительный ущерб национальной экономики, безопасности РФ и станут тормозом на ее инновационном развитии и конкурентоспособности ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках, на фоне отсутствия ограничений и роста выбросов парниковых газов в США, Китае и многих других стран;
в-третьих, позволяют скрытно по демпинговым ценам торговать правами РФ на выбросы парниковых газов на международных углеродных рынках, которые на территории РФ не имеют официальной оценки (Сбербанк, МЭР, МПР и др.),
в- четвертых, позволяют чиновникам скрытно торговать российским ресурсом на международных переговорах.
Предложения:
1. Законодательным и нормативными актами устранить замечания по п.п. 1-2-3.
2. Объем прав РФ по выбросам парниковых газов до 2020 г. установить законодательным актом.
В связи с вышеизложенным проект Указа Президента РФ подлежит значительной доработке.
P.S. Соответствующий проект закона о порядке регулирования объема прав на выбросы парниковых газов на территории РФ должен был быть подготовлен МЭРТ в 2003г. по решению МВК по проблемам изменения климата, образованной Правительством РФ. А сегодня, к сожалению, имеем, что имеем…"как всегда"....