Леса генетически модифицированных деревьев с черными листьями могут значительно повысить эффективность поглощения углекислого газа и стать более эффективным сырьем для биотоплива, заявил нобелевский лауреат Хартмут Михель (Hartmut Michel), выступая в понедельник с лекцией на традиционной встрече нобелевских лауреатов в южногерманском городе Линдау.
Профессор Института биофизики Общества Макса Планка Хартмут Михель получил нобелевскую премию по химии в 1988 году за исследования механизма фотосинтеза.
Его лекция в Линдау была посвящена анализу эффективности одной из технологий «зеленой энергетики» — использованию биотоплива и биомассы в качестве одного из средств замены ископаемого топлива, сжигание которого ведет к изменению климата.
Говоря о механизмах фотосинтеза, благодаря которому растения и поглощают углекислоту, он отметил, что менее, чем половина солнечной энергии, достигающей земли, может запускать реакции фотосинтеза. Кроме того, сами механизмы фотосинтетических реакций не позволяют растениям полностью усвоить полученную энергию. Максимальный теоретически достижимый уровень эффективности — не выше 11,9%.
Однако в процессе превращения растений в биотопливо большая часть этой энергии теряется. В результате в биологическом горючем, полученном из растений, выросших на определенной площади, содержится не более 0,2–0,4% от энергии солнца, попавшей на эту площадь.
Он привел подсчеты, согласно которым для выращивания растений, способных обеспечить потребности Германии в топливе, потребуется 720 тысяч квадратных километров — это почти вдвое больше площади страны (около 350 тысяч квадратных километров).
Михель полагает, что возможные пути решения могут лежать в сфере коренной «модернизации» растений — с помощью методов генетической модификации можно создать растения с повышенной эффективностью процессов фотосинтеза, а также способные «усвоить» излучение в более широкой части солнечного спектра.
Однако он подчеркнул, что это не сделает эту технологию достаточно эффективной, чтобы «перекрыть» метод прямого преобразования солнечного света в электричество.
По мнению нобелевского лауреата, было бы разумно создать четыре больших солнечных электростанции, например, в пустыне Сахара, в Калахари, в Австралии, в Мексике или в пустыне Гоби. Даже с учетом потерь на транспортировку энергии, такие электростанции могли бы обеспечить энергией весь мир.