Юрий Трутнев пока не видит перспектив отрасли переработки отходов в РФ

26.12.2011
Юрий Трутнев пока не видит перспектив отрасли переработки отходов в РФ

Все, чего не хватает РФ, по мнению экологов, это адекватной социальной политики, которая заставит людей сортировать отходы

Обновленному общественному совету Минприроды (в него том числе вошли представители Общественной палаты, Greenpeace, WWF, МГУ и РАН), заседавшему в прошедшую пятницу впервые с 2008 года, глава министерства Юрий Трутнев заявил, что повестку собрания в этот раз определяли в министерстве, но пообещал, что впредь его участники будут определять ее сами. Чиновники предоставили совету возможность заслушать доклады о проектах ликвидации накопленного экоущерба и проблеме управления отходами, но обсуждения не получилось, в частности, из-за отказа министра поддержать дискуссию экологов, представителей РАН и ГУП «Экотехпром», в очередной раз пытавшихся «продать» аудитории технологии по сжиганию отходов (см. “Ъ” от 18 января), в первом случае особо опасных — I–IV классов. Экономия на очистных сооружениях в РФ приводит к тому, что, по оценкам Greenpeace Russia, три действующих мусоросжигающих завода в Москве являются источником эмиссии высокотоксичного диоксина «большей, чем выбрасывает вся промышленность Германии». Оценки Greenpeace доказывают, что ни экономического, ни «природоохранного» смысла в мусоросжигающих заводах в РФ нет: стоимость сжигания, по словам Ивана Блокова из Greenpeace, растет и на сегодняшний день составляет €100 за тонну, тогда как переработка с учетом разделения на фракции и компостирования составляет не более 1300 руб. за тонну.

Доклад начальника управления экоконтроля Росприроднадзора Натальи Соколовой об итогах инвентаризации несанкционированных свалок в регионах, порученной господином Трутневым, продемонстрировал реальное положение дел с инфраструктурой «отходной» отрасли в РФ. За удаление незаконных свалок местные власти ответственности не несут (с 2003 года за ними законодательно закреплены сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов). Но госпожа Соколова отчиталась о выполнении поручения министра: с августа 2011 года выявлено 17,9 тыс. незаконных свалок общей площадью 6,5 тыс. га (за предыдущие 60 лет их обнаружено 17,5 тыс. на территории 50 тыс. га) и 10,3 тыс. из 35,4 тыс. уже ликвидировано. Кроме того, по всей стране нашлось 7,2 тыс. санкционированных свалок, на которые и вывезли «сырье» с 10 тыс. незаконных свалок (с точки зрения нагрузки на окружающую среду идентичны незаконным скалкам), 1,4 тыс. полигонов и 389 предприятий по сортировке и переработке отходов, из которых реально перерабатывают вторсырье «менее 100».

«Только создание экономических стимулов может привести в отрасль инвесторов»,— заключила госпожа Соколова. В законопроекте об управлении отходами, разработанном Минприроды, стимулов пока не обнаруживается (см. “Ъ” от 15 ноября). Несмотря на то что перед министерством президентом Дмитрием Медведевым была поставлена задача вовлечь максимальный объем отходов во вторичный оборот и создать экономические стимулы для отрасли переработки, Юрий Трутнев заявил “Ъ”, что переработка отходов в современных российских условиях «достаточно бесполезное и бессмысленное занятие». «Не учитывать территорию РФ в таких процессах (управления отходами.— “Ъ”) сложно, и пока у нас нет проблем с размещением (полигонов.— “Ъ”) — земли более чем достаточно. Главное, правильно построенный полигон, который составит конкуренцию другим технологиям… Уничтожение отходов с помощью сжигания с экономической точки зрения более затратный процесс»,— пояснил глава Минприроды, добавив, что разработки новых систем утилизации мусора (в том числе его сжигания) должны вестись соответствующими научными организациями. Главным аргументом министра против переработки отходов является то, что «по данным российских ученых, из несортированных отходов можно выделить не более 10% полезных фракций».

По оценкам Greenpeace, тонна отходов содержит: примерно 400 кг бумаги, что при переработке предотвратит вырубку пяти деревьев и сэкономит 500 кВт•ч электроэнергии; 17 кг алюминия, при переработке которых предотвращается выброс в атмосферу 500 г токсичных веществ и экономится 260 кВт•ч; 260 кг пищевых отходов, переработка которых в биогаз позволяет дополнительно получить около 60 кВт•ч и органические удобрения для сельского хозяйства. Сравнение показателей выбросов мусоросжигательного завода и комплексного завода по переработке отходов мощностью 365 тыс. тонн (для существующих наилучших образцов в РФ) показывает, что первый при сжигании выбрасывает 365 г опасных веществ на тонну отходов, включая выбросы веществ 1-го класса опасности, второй же — 157 г опасных веществ без выбросов веществ 1-го класса опасности.

Все, чего не хватает РФ, по мнению экологов, это адекватной социальной политики, которая заставит людей сортировать отходы. Данные опросов показывают, что на словах к этому готовы 85% населения в больших городах. Но, как отмечает господин Блоков, в реальности отходы сортировало бы 45% населения. Наталья Соколова признает, что на сегодняшний день основным источником информации о местах и практике переработке вторсырья (в том числе энергосберегающих ламп, содержащих ртуть) являются интернет-сайты неправительственных организаций. «Может, мы не будем обращаться в НКО? Может, сами будем что-то делать?» — отреагировал Юрий Трутнев.

Источник: Коммерсантъ
Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: