Основной целью Энергетической стратегии ОАО «РЖД» является повышение энергетической эффективности обществ, входящих в состав холдинга, во всех сферах деятельности, и, в первую очередь, в области железнодорожных перевозок на основе внедрения инновационных технических средств и технологий, использования потенциала повышения энергетической эффективности технологических процессов.
Приоритетными задачами стратегии являются полное и надежное энергетическое обеспечение перевозочного процесса, снижение рисков при кризисных ситуациях в энергообеспечении железнодорожного транспорта, значительное повышение показателей энергетической эффективности всех сегментов деятельности (тяга поездов, инфраструктура, ремонт, производство), использование альтернативных возобновляемых энергоресурсов, оснащение эффективными техническими средствами и автоматизированными технологическими системами, гармоничное и эффективное вхождение холдинга «РЖД» в энергетический рынок страны, активная позиция холдинга «РЖД» при разработке законодательных актов государства в области инноваций и развития энергетики в интересах железнодорожного транспорта, минимизация техногенного воздействия железнодорожной энергетики на окружающую среду и т. д.
Энергетическая стратегия холдинга «РЖД» включает в себя 2 этапа, соответствующие этапам Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и основным приоритетам его развития на среднесрочный период до 2015 года: этап модернизации железнодорожного транспорта (2011–2015 годы) и этап динамичного расширения железнодорожной сети (2016–2030 годы).
Как ожидается, при росте объема перевозочной работы в среднем на 52,3% увеличение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды (далее – ТЭР) к 2030 году составит порядка 32,1%. Удельные энергозатраты на тягу поездов снизятся к 2015 году на 1,0–2,4% (электрическая тяга) и на 1,1–5,9% (дизельная тяга), а к 2030 году — соответственно на 6,0–6,3% и 13,3–17,2%. Энергоемкость производственной деятельности холдинга «РЖД» к 2020 году снизится относительно 2005 года на 25,0–27,0%, а при благоприятных условиях экономического и инновационного развития экономики России снижение этого показателя может достигнуть 32,0–35,0%. Экономия ТЭР в 2015 и 2030 годах к уровню 2010 года относительно права расхода составит соответственно: электроэнергии — 1,8 и 5,5 млрд кВт*ч; дизельного топлива — 248 и 740 тыс. т; топочного мазута — 95 и 182 тыс. т; угля — 0,7 и 1,4 млн т; бензина — 15,0 и 32,5 тыс. т; тепловой энергии, приобретаемой на стороне, — 0,56 и 1,2 тыс. Гкал. Затраты на приобретение ТЭР за счет их экономии должны снизиться в 2015 году — на 9,9 млрд рублей, в 2020 году — на 16,9 млрд рублей, в 2030 году — на 27,4 млрд рублей в ценах 2010 года.
Подводя итоги реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2010 года, следует отметить, что при общих затратах на приобретение ТЭР за 2004- 2010 годы в 790,3 млрд рублей за счет энергосберегающей политики, совершенствования системы управления приобретением и расходованием ТЭР, внедрения значительного количества энергоэффективных технических средств и технологий, частичного исключения из энергобаланса ОАО «РЖД» энергоемких непрофильных активов и других мер потребление ТЭР к уровню базового 2003 года было снижено на сумму 60,8 млрд рублей (7,7%). При росте на 16,2% объемов перевозочной работы по отношению к уровню 2003 года общий баланс потребления ТЭР уменьшился на 6,3%, а снижение энергоемкости производственной деятельности ОАО «РЖД» составило 19,3%.