Энергетическая стратегия России предусматривает рост энерговооруженности экономики при сдерживании расходов топливно-энергетических ресурсов и сопутствующего экологического ущерба. Поэтому особенно важен вопрос нормативного обеспечения оборота ртутьсодержащих энергосберегающих ламп.
В соответствии с Федеральным законом РФ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2011 г. предусматриваются меры, направленные на сокращение оборота на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания и поэтапный переход на использование энергосберегающих ламп. Все больше россиян обращают внимание на самые распространенные (после ламп накаливания) – компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).
Превосходство ртутьсодержащих люминесцентных ламп перед лампами накаливания очевидно, однако их применение имеет и обратную сторону: в стране обострилась проблема ртутной безопасности, которая сегодня становится одной из острейших экологических, медицинских и социальных проблем в России.
Основные мировые производители ртутных ламп, или разрядных люминесцентных ламп низкого давления — Philips (Нидерланды), Osram (Siemens) (Германия), General Electric (США), их доля превышает 65%. В России основными производителями являются ОАО «Лисма» (г. Саранск, Республика Мордовия) и ОАО «Свет» (г. Смоленск). КЛЛ в небольшом количестве (до 500–600 тыс. шт./год) изготавливаются в ОАО «Лисма-ВНИИИС» и на Московском электроламповом заводе (ОАО «МЭЛЗ»). Кроме этого, под российскими торговыми марками «Космос», «ДЭК», «Слэмпо», «Navigator» продаются лампы из КНР.
В начале декабря 2010 г. Германское Федеральное ведомство по охране окружающей среды распространило информацию о вреде здоровью человека, который может нанести содержащаяся внутри энергосберегающих ламп ртуть. Ведомство представило данные актуального исследования, согласно которому, если энергосберегающую лампу по неосторожности разбить, концентрация ртути в помещении в 20 раз превысит допустимые 0,35 микрограмма на кубометр воздуха.
Всемирная организация здравоохранения относит ртуть, отличающуюся разнообразным спектром негативного воздействия на живые организмы, к самым распространенным и опасным токсикантам для окружающей среды. В настоящее время установлено, что наряду с общетоксическим действием (отравлением) ртуть и ее соединения вызывают гонадотоксический (воздействие на половые железы), эмбриотоксический (воздействие на зародыши), тератогенный (пороки развития и уродства) и мутагенный (возникновение наследственных изменений) эффекты. Энергосберегающие ртутьсодержащие лампы (в том числе и КЛЛ) представляют особую опасность с позиций локального загрязнения среды обитания токсичной ртутью.
Ртутьсодержащие отходы относятся к 1 классу опасности, т. е. это чрезвычайно опасные отходы, представляющие угрозу стойкого загрязнения окружающей среды и нанесения вреда здоровью человека. Ртутьсодержащие отходы 1 класса опасности подлежат обезвреживанию на специализированных объектах по демеркуризации ртутьсодержащих отходов.
В сентябре 2010 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде». Однако утвержденные правила носят общий характер и требуют установления порядка обращения с люминесцентными лампами, в том числе КЛЛ, образуемыми у населения. Также не проработан вопрос определения первичных мест сбора и размещения отработанных КЛЛ в жилом секторе. Кроме того, требуется разработка единых правил транспортировки ламп, как новых, так и отработанных, не забывая о том что вещества содержащиеся в данных изделиях относятся к первому классу опасности.
Еще одна проблема обращения ламп — отсутствие у населения информации об особых условиях обращения отдельных видов товаров, в частности КЛЛ, и возможности причинения вреда здоровью вследствие неправильного обращения или утилизации отслуживших свой срок изделий.
Основным потребителем КЛЛ является население — на его долю приходится около 70% продукции. Однако маркировка большинства ртутьсодержащих ламп, продающихся в торговой сети РФ, не содержит понятной потребителю информации о содержащейся в лампе ртути, о рисках, связанных с возможностью попадания этой ртути в окружающую среду, о правилах поведения потребителей при повреждении лампы, о необходимости сдавать отработанные лампы в специальные приемные пункты.
В связи с отсутствием информации о содержащейся в лампе ртути, население выбрасывает эти лампы вместе с бытовым мусором, загрязняя ртутью мусоропроводы, лестничные и контейнерные площадки, мусоровозы и пути их движения, полигоны твердых бытовых отходов и окружающую среду.
Этот важный вопрос поднимался на заседании рабочей группы Совета Федерации по мониторингу практики применения Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и подготовке предложений по совершенствованию законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. По мнению сенаторов и экспертного сообщества, такая ситуация существенно ущемляет права потребителя на получение достоверной информации о приобретаемом товаре и требует скорейшего законодательного урегулирования, в связи с чем руководитель рабочей группы Степан Киричук поручил подготовить законодательную инициативу по внесению изменений в ст.10 Федерального закона «О защите прав потребителя» в части дополнения данной статьи нормой, предусматривающей обязательное информирование потребителя (информация на этикетке или упаковке товара) о возможности причинения вреда здоровью потребителя вследствие неправильного обращения и/или утилизации и о содержащихся в данном товаре веществах классом опасности свыше IV (мало опасные).
Вопрос переработки ртутьсодержащих энергосберегающих ламп также является актуальным и не до конца решенным.
В целом по стране из отслуживших свой срок более 70 млн люминесцентных ламп ежегодно перерабатывается не более 40%. Исключение составляют лишь некоторые районы страны, прежде всего Москва и Московская область, где перерабатывается до 85% используемых ртутных ламп.
На территории России в настоящее время функционирует 44 предприятия, специализирующихся в основном на переработке таких ламп. Мощности этих предприятий способны переработать практически весь объем отработанных ламп, образующихся на территории России.
Однако переработку ламп на специализированных предприятиях нельзя считать полным решением проблемы. Перерабатывающие предприятия зачастую не отслеживают движение ртути в производстве, не составляется и баланс ртути. Не подвергаются дальнейшей переработке ртутьсодержашие отходы (до 75–80% по ртути), полученные после переработки ламп. Практикуется и захоронение на полигонах стеклобоя люминесцентных ламп без дальнейшей, более глубокой демеркуризации. Косвенно этот факт подтверждается данными о том, что в районе полигонов, в том числе и законсервированных, концентрация ртути в воздухе превышает допустимый уровень в 2–3 раза.
В сложившихся условиях наиболее оптимальным представляется развитие в нашей стране рециклинга ртутьсодержащих ламп, включающего организацию сбора, временного хранения, транспортирования к местам их утилизации, экологически безопасные методы обезвреживания.
В виду потенциальной опасности для экологии и здоровья граждан отдельно хотелось бы отметить отсутствие в России налаженной системы контроля качества импортных и отечественных КЛЛ.
Комплекс проблем, возникающих при ограничении оборота на территории РФ электрических ламп накаливания в отсутствие единой системы мониторинга качества продукции, системы утилизации или переработки отслужившей свой срок продукции говорит либо о целесообразности отмены (временного приостановления) действия положений 261-ФЗ, предусматривающих сокращение оборота на территории Российской Федерации электрических ламп накаливания и поэтапный переход на использование энергосберегающих ламп. Или же необходимо принять меры, направленные на решение важнейших системных проблем — информированность населения, разработка комплексной системы сбора, сортировки, транспортировки и утилизации ртутьсодержащих ламп, доработка нормативно-правовой базы и, что самое главное, финансирование данных мероприятий.