Продолжаем серию статей о компаниях и трендах на рынках чистых технологий. Статьи составлены по материалам компании Cleantech Group.
Очередной обзор посвящен одному из флагманов cleantech — солнечной энергетике.
В 2013 году, сложилось ощущение, что солнечная энергетика окончательно потеряла многообещающие стартапы и интерес инвесторов. Только 6 компаний вошли в список Cleantech ТОП-100, в то время как годом ранее их было 8, а в 2009 году — целых 10. При этом почти никто не сомневается в безоблачных перспективах этой технологии генерации, а задачи энергоснабжения мира по-прежнему еще далеки от решения. И, как результат, после небольшой «передышки» в 2013 году, в 2014 году число компаний в списке Cleantech.com вновь выросло до 9.
Нельзя не отметить, что за прошедшие годы в этом сегменте произошел ощутимый сдвиг: инвесторы устали от погони за каждой десятой процента КПД в производственном сегменте. Действительно, если в 2005–2010 гг. эффективность фотоэлектрических преобразователей развивалась революционно, ФЭПы прибавляли по несколько процентов КПД за год при потере в себестоимости, то сегодня ежегодные показатели не впечатляют, и продукция разных производителей имеет схожие технические и ценовые характеристики. По этой причине инвесторы переориентировались на проекты midstream/downstream — на компании, которые занимаются разработкой программного обеспечения, новыми системами финансирования и другими услугами для более быстрого распространения солнечной энергетики. Переворот в интересах кардинальный: если в 2009 году все компании, вошедшие в ТОП-100 занимались производством солнечных батарей, инверторов, аккумуляторов и т. п., то в 2014 году в списке осталась только одна «хардверная» компания.
Рисунок. Число проектов downstream (производство компонентов) и
midstream/upstream (интеграция, финансирование и прочие услуги)
в области солнечной энергетики, включенных в Cleantech ТОП-100 в 2009–2014 гг.
Второй отчетливый тренд — это преобладание проектов в области распределенной энергетики над проектами, ориентированными на создание больших солнечных ферм. Сегодня в регионах, где появляется такая возможность, малые генерирующие предприятия, обычно более гибкие в отношениях с клиентами, составляют серьезную конкуренцию признанным лидерам рынка.
Cleantech-компании и тренды. Часть 1 — Решения для конечных потребителей
Cleantech-компании и тренды. Часть 2 — Рынки развивающихся стран
Cleantech-компании и тренды. Часть 3 — Нефть и газ
Cleantech-компании и тренды. Часть 5 — Переработка отходов
Профили некоторых компаний, вошедших в ТОП-100 по итогам 2014 года.
Clean Power Finance — интернет-платформа, на которой компании, обладающие распределенными генерирующими активами, могут найти инвесторов для покупки активов и финансирования новых проектов.
Mosaic — это сервис коллективного финансирования фотовольтаических проектов. Он позволяет собирать средства на установку панелей в общественных зданиях, например, в школах, библиотеках и т. п. Компания за счет хардверных партнеров также способствует наискорейшей реализации подобных проектов.
M-KOPA — компания, работающая в Кении. Она сдает в аренду аккумуляторы на солнечной энергии. Согласно мнению одного из экспертов — это может стать революционным подходом для развивающихся стран.
Renewable Funding — помогает находить финансирование проектов в области энергоэффективности для коммерческих и жилых зданий. Финансирование обычно имеет форму низкопроцентных кредитов.
Sungevity — системный интегратор, ориентированный на реализацию проектов на крышах жилых зданий. Помимо непосредственно инсталляции, компания обеспечивает кредитование и получение субсидий из бюджета. Одним из партнеров компании в регионе Бенилюкс является E.ON.
SunRun — компания размещает на крышах клиентов за свой счет солнечные панели, страхует их и обслуживает. Пользователи при этом могут выбрать один из вариантов платежей: либо заплатить сразу сумму за электроэнергию по согласованному тарифному плану на 20 лет, либо платить ежемесячно в соответствии с потреблением, но совсем без начальных инвестиций.