Водородная энергетика в России: история и современные тенденции

23.10.2015

В последние годы тема водородной энергетики становится сегодня все более популярной в России.

Первый двигатель, работавший на водороде, был установлен на автомобиль в СССР еще в 1941 году в блокадном Ленинграде. Первые российские практические разработки в области топливных элементов относятся к середине прошлого века, когда малые станции устанавливались на борт космических аппаратов «Буран». Исследования в рамках водородной энергетики велись на базе Института ядерной энергии им. И. В. Курчатова, Сибирского отделения АН СССР. В начале 90-х годов исследования и разработки в области водородной энергетики были в значительной мере свернуты.

В последние годы тема водородной энергетики снова становится популярной в России. Всего по данным электронного издания «Эксперт» по состоянию на 2005 год в водородной программе в России принимало участие более 100 государственных и частных научных центров, конструкторских бюро и предприятий промышленности.

В 2001 году была принята федеральная целевая научно-техническая программа »Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 годы», в рамках которой проводились НИОКР по созданию эффективных технологий производства и использования водорода в различных отраслях. В этом же году на ВАЗе был выпущен первый российский экологически чистый автомобиль АНТЭЛ-1, созданный на базе серийной «Нивы». В 2003 году между РАН и ОАО ГМК «Норильский Никель» было подписано соглашение, предусматривающее проведение совместных исследований в области водородной энергетики.

В 2005 году «Норильский Никель» совместно с РАН основал инновационную компанию «Новые энергетические проекты» (НИК «НЭП»). В настоящее время научные программы НИК «НЭП» направлены на создание топливных элементов, разработку эффективных и дешевых технологий производства водорода, а также ведутся работы по созданию нормативной базы для создания в стране водородной энергетики и экономики. Общий объем инвестиций подконтрольного Потанину и Прохорову «Интерроса» в водородную энергетику уже превысил 300 млн. долларов. Из них около 230 млн. долларов было потрачено на покупку в 2006 году 35%-й доли в американской компании PlugPower, выпускающей коммерческие топливные элементы мощностью 5 кВт, которые используются в качестве резервных источников питания в телекоммуникационной сфере.

Всего за все время работы компании было установлено более 300 таких источников. «Интеррос» планирует продвижение продукции на российский рынок: в марте 2006 года было подписано соглашение о стратегическом партнерстве с ОАО «РЖД», предусматривающее поставку топливных элементов и водородных технологий для железнодорожного транспорта. Несмотря на то, что исследования ведутся в разных направлениях, представители водородной программы «Интерроса» отдают предпочтение стационарным установкам мощностью в несколько киловатт, используемым для отопления и снабжения электроэнергией жилых помещений, а также в качестве резервных источников питания на ответственных объектах. Именно с целью развития этого направления была приобретена доля в PlugPower.

Другие отрасли в компании называют неприоритетными за счет высокой конкуренции: в сегменте портативной электроники – со стороны производителей электронных устройств; в автомобилестроении – со стороны крупных автомобилестроителей. Разработки в области водородной энергетики ведутся также в трех институтами Российской Академии Наук – в Институте нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева (ИНХС), в Институте проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов (ИПТМ), а также в Институте проблем химической физики (ИПХФ).

Предполагается, что на базе этих институтов и Ассоциации «Аспект» в России будет создано опытно-промышленное производство градиентно-пористых матричных структур для реализации портативных топливных элементов, не имеющих мировых аналогов. Диапазон мощности ПТЭ составит от тысячных долей Вт до 30 Вт. Для производства возможно использование производственной базы НПП «Литий» и ОАО «Приборного завода «Тензор». С 2002 года производством топливных элементов занимается компания Independent Power Technologies (IPT), объединяющая бывших научных сотрудников НПО «Квант». Сегодня компания предлагает щелочные топливные элементы «Каскад-6», а также проводит фундаментальные разработки в области топливных элементов с прямым окислением жидкости.

Таким образом, водородная программа в Российской Федерации находит поддержку не только со стороны правительственных структур в форме федеральных программ, но и со стороны коммерческих организация, осуществляющих венчурные вложения в эту тему.

Источник: Cleandex
Темы:
Все комментарии (1)
Комментировать
Геннадий

Я.являюсь автором многих патентов по теме водородная энергетика. См. статью Водородная энергетика в России От патентов к практическому использованию.

http://l.120bal.ru/voda/46284/index.html

Патенты: №2506349, 2535304, 2517721, 2496917, 2521868, 2511795, 2456377, 2541681. Интересно, что объективность патентов никого не затрагивает. Однако при сгорании гремучего газа полученная плазма, ускоряемая с помощью например патентов №2578192, 2599771, 2605053 может образовать такое линейное энергетическое направление (луч Тесла) перед которым не устоит любая цель. Хотелось бы Вашего содействия в развитии этого направления. Оно этого стоит.

Геннадий

01.03.2017
14:31
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: