После воссоединения Крыма с Россией энергетика оказалась одним из самых проблемных вопросов, ведь полуостров почти полностью зависел от поставок электроэнергии из Украины, даже несмотря на активное развитие альтернативной энергетики. Как результат – «блэкауты» в декабре прошлого года. Такая демонстрация непредсказуемости со стороны Украины вынудила уделить особое внимание этой сфере, в связи с чем появились амбициозные проекты по развитию энергетической системы Крыма. Министр топлива и энергетики Крыма Сергей Егоров рассказал Крыминформу, когда Крым перестанет зависеть от Украины, будет ли на полуострове атомная электростанция и оправдалась ли национализация «Крымэнерго».
На какой стадии реализация масштабных планов по обеспечению энергонезависимости Крыма? Имеется в виду строительство ТЭС под Симферополем и Севастополем, магистральный газопровод, энергомост через Керченский пролив.
На прошлой неделе председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал изменения в федеральную целевую программу, в том числе касающиеся развития топливно-энергетического комплекса. Первоочередной проект – это строительство газопровода. Все деньги, которые были ранее запланированы на развитие газотранспортной системы, в том числе ГУП РК «Черноморнефтегаз», сейчас перенаправлены на строительство магистрального газопровода. Мероприятия «Черноморнефтегаза» (ЧНГ) остались, но перенесены в республиканскую программу развития ТЭК.
Газопровод будет построен за инвестиционные деньги – более 20 миллиардов рублей, из них 14,3 миллиарда – труба на территории Крыма. Это очень важный для нас, концептуальный проект. Труба позволит прокачать 4 миллиарда кубометров в год, но потребность Крыма при сохранении добычи ЧНГ – около 2 миллиардов. Газопровод диаметром 700 мм будет идти от компрессорной станции «Южная» на территории Краснодарского края, по дну Керченского пролива, в районе Керчи будет выходить на сухопутную часть Крыма, затем идти до поселка Советский, через Белогорск на Симферополь. А от Симферополя труба 500 мм будет проложена на Севастополь. Этот газопровод планируется в первую очередь использовать для обеспечения газоснабжения электростанций в Симферополе и Севастополе.
Означает ли перенаправление средств на магистральный газопровод отказ от плановой газификации населенных пунктов полуострова?
В ФЦП и программе «Черноморнефтегаза» газификации населенных пунктов нет. Это отдельная программа, которая должна быть разработана до конца июля. Мы над ней работаем, собираем базу данных. Заканчиваются переговоры о приоритетности газификации населенных пунктов. Чтобы закончить эту программу, нужно финансирование. У нас было предусмотрено финансирование в планах бюджета Крыма, но, к большому сожалению, на последней сессии Госсовета эта цифра не была утверждена. Мы надеемся, что в июле будет корректировка, нам вернут финансирование, и мы разработаем эту программу. Это позволит определить, сколько нужно денег, чтобы в 2015–2020 годы реализовать программу 100-процентной газификации населенных пунктов.
На какой стадии находится строительство газопровода?
Уже есть источник финансирования, есть генподрядчик. Подрядчиками будут выступать наши крымские компании, в том числе проектные организации. Это крымский институт «Шельф». Он должен закончить проект к октябрю-ноябрю этого года. Для того чтобы проект успешно прошел государственную экспертизу, в помощь ему выделен российский институт, который окажет техническую, консультационную помощь. Есть надежда, что в первом квартале 2016 года начнутся конкретные работы по строительству этого газопровода. Окончание строительства – 2018 год. Эта труба позволит газифицировать базовые электростанции и запустить их к 2018 году.
Когда появятся мощные ТЭС под Симферополем и Севастополем?
В проекте постановления правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» на строительство и модернизацию объектов по производству электрической, тепловой энергии на территориях отдельных регионов Российской Федерации по федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» предусматривается 25 миллиардов рублей на строительство ТЭС под Симферополем и Севастополем. Земля под электростанции и в Симферополе, и Севастополе отведена, технические условия получены. Заканчивается проектирование. Застройщик планирует подать проект на экспертизу в июле. Выйти он должен в сентябре-октябре и осенью этого года мы планируем начать мощные строительно-монтажные работы. В настоящий момент застройщиком определяется площадка, на которой начнется строительство первой ТЭС. При этом проектирование ТЭС в районе Денисовки проводится на три блока. Сейчас мы ставим два блока, позже сможем поставить еще один блок на 230 МВт. Возможно, третий блок появится в 2025–2030 годах.
Параллельно 23 июня в министерстве энергетики РФ будет рассматриваться вопрос реконструкции «КрымТЭЦ» – Симферопольской, Сакской и Камыш-Бурунской ТЭЦ и доведения их общей мощности до 400 МВт.
Реконструкция «КрымТЭЦ» будет вестись за инвестиционные средства?
Да, но чтобы привлечь инвестиции, им нужны определенные преференции, так называемый ДПМ – договор о присоединении мощности. Он позволит улучшить инвестиционную привлекательность проекта. Для этого все готово: есть договоренность с крупными российскими банками, которые могут при этих условиях профинансировать проект. Возвратность средств составит около 8 лет. Это очень перспективный проект, он очень хорошо вписывается в схему будущей мощности, в режимы регулирования, в развитие электрических сетей в Крыму. Институт «Энергосетьпроект» сейчас разрабатывает схему выдачи мощности, в т. ч. по данным электростанциям. Проект поддержан региональным штабом по безопасности электроснабжения.
Сможем ли мы после реализации этих проектов полностью обеспечить себя электроэнергией?
Перспективная потребность Крыма в электрической мощности на 2020 год составит около 1500 МВт. Мощность энергомоста по окончании всех мероприятий составит около 800 МВт. Строительство ПГУ-ТЭС в Севастополе или в районе Денисовки – 470 МВт, увеличение мощности Симферопольской ТЭЦ – 230 МВт, и порядка 150–170 МВт на двух станциях в Саках и в Камыш-Буруне. Итого 1650 МВт. Плюс еще возможно развитие существующей Севастопольской ТЭЦ. Этим проектом уже заинтересовалась Объединенная двигателестроительная корпорация, с возможностью инвестирования и поставки своей продукции в виде газотурбинных установок производства Пермского завода. Можно построить тепловую электростанцию в Севастополе с выдачей тепла от 60 до 100 МВт. Это полностью покрывает потребности Крыма. Я не беру в учет распределенную, альтернативную генерацию, 100 МВт от когенерационных установок, которые могут появиться к тому времени. И не надо забывать о том, что у нас остаются перетоки из Украины.
Выполняет ли Украина договоренности по поставке электричества?
Все соглашения выполняются. Мы платим – они поставляют. Ограничений нет, задержек нет.
Как продвигается создание энергомоста?
Есть прямое распоряжение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева: в декабре 2015 года 350 МВт должно быть запущено в Крым. Скорее всего, это будет одна или две линии электропередач. Одна точно зайдет на Камыш-Бурунскую подстанцию. К лету 2016 года все четыре линии должны быть введены в эксплуатацию.
В Крыму активизировались инвестиционные процессы, в планах амбициозные проекты по строительству предприятий, гостиниц, жилых комплексов. Готов ли Крым обеспечить растущую энергетическую нагрузку, каков у полуострова запас прочности?
На сегодня у нас потребление – 850 МВт в сутки. Своей генерации у нас 180–190 МВт. Мы планируем к 2018 году 950 МВт собственной генерации, плюс 800 МВт по энергомосту. Это 1750 МВт в сутки. Зимой у нас будут пики, будет 1200 МВт, и даже в такие периоды мы вписываемся. Я думаю, при активном развитии никаких сложностей не будет, у нас запас около 30%.
В Крыму довольно много объектов солнечной генерации. Не секрет, что они создавались в украинские времена под так называемый «зеленый тариф». Оправдано ли размещение солнечных электростанций? По какому тарифу они сейчас поставляют электричество в крымскую энергосистему?
Действительно, проекты были прибыльны, когда был «зеленый тариф». Они поставляют электричество по тарифу 3,42 рубля за кВт в час. Это тариф тепловой генерации, утвержденный Госкомитетом Крыма по ценам и тарифам. Он им достаточен для покрытия операционных расходов, заработной платы. Солнечные электростанции работают с небольшой прибылью, чтобы держаться на плаву. У них директивный тариф, а не экономически обоснованный. Это связано с тем, что у солнечных электростанций очень большая инвестиционная составляющая и значительные кредитные средства, которые нужно возвращать. Теперь у них нет возможности возвращать эти средства банкам-кредиторам.
Сколько и каким кредиторам должны солнечные электростанции?
Это десятки миллиардов рублей. Кредиторами выступали Сбербанк России в Украине, Проминвестбанк, ВТБ Капитал, Ощадбанк. Предприятие «Пауэр Сервисез» не отказывается от своих долгов. Солнечные и ветровые электростанции перерегистрировались, стали российскими компаниями, платят здесь налоги. Сбербанк – российская компания, Проминвестбанк тоже аффилирован с российским бизнесом, так что расчеты по кредитам наверняка будут урегулированы. Остается Ощадбанк, но там, возможно, будут расчеты с Фондом защиты вкладчиков.
На данный момент все ли солнечные и ветровые электростанции задействованы?
Работают все станции. 227 МВт – установленная мощность солнечной генерации, 80 МВт – ветровой. Но сейчас коэффициент использования ветровой генерации очень низкий из-за слабых ветров. Среднесуточно при хорошем ветре они генерируют 20 из 100 МВт. Солнце в пик солнечной генерации при 227 МВт мощности обеспечивает порядка 210 МВт, то есть очень высокий коэффициент. Солнечные электростанции работают очень хорошо, благодаря им мы экономим много газа.
Солнечная генерация позволила с учетом перетоков из Украины вывести из эксплуатации тепловую генерацию на 100%, чтобы привести ее в порядок. Мы закончили ремонтные работы на Симферопольской ТЭЦ. Заканчиваем работы в Саках. Продолжим до сентября работы на Камыш-Бурунской электростанции. К осенне-зимнему периоду у нас все тепловые электростанции, включая Севастопольскую, будут готовы к использованию. Все это благодаря тому, что у нас есть альтернативная генерация в летний период времени.
Когда будет введена в эксплуатацию солнечная электростанция «Николаевка»?
Думаю, мы ее запустим в конце июня – начале июля. Это связано не с техническими проблемами, а с оформлением документов.
Удалось ли вернуть все дизель-генераторы, попавшие в руки коммерческих структур? Также глава Крыма Аксёнов давал поручение проверить лиц, которые продолжают работать в министерстве и были причастны к распределению генераторов частникам. Выявлены ли такие лица и какие к ним приняты меры?
Эта работа проводится каждый день. Думаю, она будет закончена в течение этого года. В марте-апреле прошлого года в Крым завезли порядка 1500 генераторов, и распределение в то сложное время происходило хаотично. Конечно, были перекосы. Местные администрации подавали не совсем корректные заявки социально значимых объектов. Обеспечивались частные здравницы, пекарни, водокачки. Более того, на тот момент времени было другое видение того, что будет в будущем. Это очень сложный, с моей точки зрения, вопрос. Поэтому мы в марте создали межведомственную комиссию, в которую вошли, в том числе, силовики.
Есть список дизель-генераторных установок, переданных коммерческим организациям, которым совершенно не нужно держать такие установки. Это порядка 395 генераторов, которые подлежат перемещению на социально значимые объекты. Возникла проблема, когда организации отказываются их возвращать по разным причинам и пытаются обосновать свое право на их обладание. С ними проводится работа, она очень сложная. Мы порядка 50 установок уже забрали, перевезли на объекты здравоохранения и жизнеобеспечения. Работа эта продолжается, указание главы республики исполняется. Надеюсь, что в ближайшем будущем этот процесс будет урегулирован, мы войдем в утвержденный график и обеспечим все социально значимые объекты и объекты жизнеобеспечения.
Как вы думаете, была ли коррупционная составляющая в распределении генераторов?
Мне сложно судить об этом, потому что я в то время не работал в органах власти. Лучше обратиться по этому вопросу к правоохранителям. Я знаю, что есть возбужденное уголовное дело, есть задержанные лица, которые были причастны к тем событиям. Полагаю, будет суд по этому поводу.
Глава республики поручил министерству проверить качество бензина на заправках. Каковы предварительные результаты мониторинга?
На наших заправках есть серьезные нарушения с качеством топлива, в большей степени с дизтопливом, чем с бензином. По команде генпрокурора РФ крымская прокуратура в мае организовала такую проверку, взяла порядка 40 проб. Их отправили в Краснодарскую лабораторию Госстандарта. И есть поручение главы республики министерству провести проверки. Это не совсем свойственная нам работа, есть для этого соответствующие органы, и есть закон, который определяет порядок такого контроля и проверок. Они осуществляются Роспотребнадзором по жалобам или по указанию прокурора. В июне мы попытались сделать эту проверку на общественных началах – с согласия самих нефтетрейдеров. Мы отобрали порядка 20–30 проб. Все пробы переданы в лабораторию. Ожидаем к следующей неделе официальных паспортов качества на пробы по бензину и дизтопливу. Пробы были отобраны на всех заправках – ТЭС, «Атан», «Современник», ГОСТ (принадлежат «Черноморнефтегазу»). Предварительные результаты – 10–20% проб некачественные. Опять же, в основном дизтопливо. По всем сетям приблизительно одинаковая ситуация. Когда у нас появятся официальные данные, мы доложим главе республики, он будет принимать решение.
Есть ли проблемы с поставками топлива?
Топлива достаточно, мы получаем его в полном объеме. У каждого трейдера 30-суточный запас, и есть основная нефтебаза в Феодосии, там запас топлива еще на 30 дней. Ценовая ситуация спокойная. Мы сделали запас топлива и пытаемся корректировать рынок заправками ГОСТ. Поэтому цены не скачут, и мы надеемся, что в ближайшее время не будет катаклизмов с ценами. Санкт-Петербургская биржа показывает, что все стабильно.
Какие изменения произошли на ГУП РК «Крымэнерго»? Оправдалась ли национализация предприятия?
С моей точки зрения, национализация полностью оправдалась. Компания полностью управляемая, понятная. Есть недостатки, как в любой компании, но они перекочевали из прошлых периодов. На «Крымэнерго» пока не будет масштабных изменений, потому что компания существует за счет тарифа – очень низкого и субсидируемого. Сегодня граждане платят 1,5 рубля за кВт в час, а в Краснодарском крае – 4,5 рубля. До цены закупки на Украине (3 рубля) 1,5 рубля нам доплачивает бюджет РФ. Но все, что можно сделать, чтобы улучшить качество электроснабжения непосредственных потребителей, в первую очередь, граждан, в компании сейчас делается. Утверждена инвестиционная программа – порядка 800 миллионов рублей на этот год. Большая часть будет потрачена на развитие, реконструкцию, ремонт именно потребительских сетей классов напряжения 0,4–10 кВ.
Проводятся мероприятия, связанные с совершенствованием управления. Когда мы объединили магистральные сети и сетевую компанию «ДТЭК Крымэнерго», было много дублирующих функций. Стараемся уменьшить количество неисправностей, сократить срок их устранения. Улучшаем качество услуг, которые предоставляет «Крымэнерго». В первую очередь, они связаны с договорной работой, оплатой, чтобы людям было проще получать квитанции. Также это связано с оформлением заявок на технологическое присоединение от компаний и граждан. Эта работа очень плохо велась в ДТЭК. Мы пытаемся наладить эту работу, особенно с инвесторами. Важно, чтобы любой инвестор получал без всяких проволочек технические условия и договоры на технологическое присоединение.
Поговорим о новациях. Выбран ли регион Крыма, где будут в экспериментальном порядке внедрены трехставочные тарифы на электричество? Как продвигается создание револьверного фонда энергоэффективности? За счет каких источников он будет финансироваться?
Эти мероприятия будут включены в программу энергоэффективности и энергосбережения Республики Крым. Эта программа разрабатывается, но с ней такие же проблемы, как и с программой по газификации. Нам были доведены деньги на разработку программы, мы провели конкурс и выбрали компанию (Национальный союз энергоснабжения), сформировали техническое задание, в котором указали эти мероприятия. В этой программе и «Светлый Крым», много других мероприятий. Но в последний момент, а именно в мае было согласование Госсовета, и денег, которые были запланированы, в бюджете не оказалось. Поэтому мы перенесли на неопределенный срок разработку этой программы и, соответственно, этих двух мероприятий. Но они там останутся, ведь они очень важные и ценные.
Что касается револьверного фонда, здесь тоже нужно привлечь финансы на старт. Мы будем после реализации каждого проекта рефинансировать следующий. Это позволит привлечь определенные бюджетные средства и от малых проектов перейти к большим, пополняя фонд за счет энергоэффективности. Сумму сложно назвать, нужно сделать расчеты, они включены в эту программу. Мы надеемся, что этот фонд будет расти за счет энергосбережения.
При внедрении трехставочных тарифов речь шла о симферопольской Каменке как об одном из возможных вариантов.
Каменка остается экспериментальной площадкой для трехставочного тарифа. Такие тарифы – это способ заставить людей экономить электроэнергию и привлечь сэкономленные деньги на развитие сетей. Это очень хорошая, понятная схема. Но чтобы ее реализовать, нужно оформить соответствующими документами, которые мы также включили в программу энергоэффективности. Нужны финансы, чтобы купить счетчики, поставить, рассказать людям и внедрить систему энергосбережения в отдельном энергорайоне. Каменка для этого очень хорошо подходит. Там очень большой дефицит электроэнергии, потому что воруют, отапливают электричеством, а потом у них сгорают подстанции. Когда эксперимент будет подготовлен, мы обязательно о нем расскажем, и в любом случае обсудим его с жителями.
В Крыму на момент референдума было 250 бесхозных трансформаторных подстанций. Где-то два раза в год, попадая в трансформаторы, гибнут люди, в том числе дети. Как решить эту проблему?
На полуострове по итогам инвентаризации выявлены 1988 таких объектов. Уже готов проект постановления Совета министров РК о передаче в управление «Крымэнерго» трансформаторов, оно будет принято на ближайшем заседании правительства. В каждом районе у нас есть подразделения «Крымэнерго» – так называемые РЭС (районные электрические сети). Они совместно с муниципалитетами выявляют брошенные подстанции, с сомнительными собственниками. А затем, принимая их в государственную собственность, передают в хозяйственное ведение ГУП РК «Крымэнерго». Работа продолжается.
В Крыму снова звучит вопрос создания атомной электростанции. Как вы относитесь к этой идее?
Мы исключаем возможность строительства атомной станции в Крыму. Это, во-первых, дорого, во-вторых, уже приняты другие решения, о которых мы говорили выше. И они уже в процессе реализации. Если говорить о Щелкинской АЭС, там уже ничего не осталось. Ту базу, где было начато строительство и один блок был готов почти на 80%, уже невозможно реанимировать. Даже если предположить гипотетически, это была бы совершенно другая станция. Сегодня эти проекты уже устарели и, наверное, ее и не в Щелкино нужно было ставить. Вопрос снят, такая возможность даже не обсуждается.