С 1 января 2016 года практически все юридические лица и индивидуальные предприниматели становятся плательщиками экологических взносов и обременяются обязанностью вести учет «размещенных» отходов, а также подавать в Росприроднадзор ежегодные декларации. Это касается всего мусора, в том числе образующегося в результате деятельности компании.
Сейчас за отходы платят те, кто их хранит
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ), «негативное воздействие на окружающую среду является платным». В пункте 2 статьи 16 этого закона указан конкретный перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих оплате, среди которых есть «размещение отходов производства и потребления».
Пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89ФЗ) также говорит о том, что плата взимается именно за «размещение отходов». При этом в статье 1 Закона № 89ФЗ сказано, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для их размещения (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.). А вот деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению названа «обращением с отходами».
То есть из всех видов выполняемых в ходе обращения с отходами работ оплате подлежат только те, которые относятся к размещению отходов — их хранение и захоронение. Поэтому плательщиками взносов за размещение отходов являются в настоящее время специализированные организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации и содержанию объектов размещения отходов (проще говоря — «мусорных» полигонов и «свалок»). А лица, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, вносить в бюджет экологические платежи не обязаны. Такого же мнения придерживался до момента своего расформирования ВАС РФ (постановления от17.03.09 № 14561/08, от20.07.10 № 4433/10 и от12.07.11 № 1752/11).
Конституционный суд отметил нелогичность норм
Конечно, такое положение дел не устраивает эксплуатантов «свалок». В связи с чем в Конституционном суде РФ была инициирована проверка на соответствие текущих норм Конституции РФ. Несмотря на то что Конституционный суд поддержал правовую позицию ВАС РФ, судьи выявили в проверяемых нормативно-правовых актах ряд внутренних противоречий (постановление КСРФ от 05.03.13 № 5-П).
С одной стороны, провозглашается «платность» пользования природными ресурсами (ст. 16 Закона № 7-ФЗ), а с другой — из числа плательщиков исключены непосредственные «производители» мусора (лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы). С одной стороны, ставится цель стимулировать сокращение количества отходов, с другой — обязанность по оплате возложена не на «производителей» мусора, а на эксплуатантов «свалок», которые не могут влиять на их объемы. С одной стороны, размер платежа зависит от количества произведенного мусора (ст. 19 Закона № 89-ФЗ), с другой — рассчитывают и платят взносы в бюджет не они.
Интересно, что несколько месяцев назад строительные организации Москвы начали получать от департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу уведомления о возбуждении административных дел по статье 8.41 КоАП РФ за якобы невнесение в установленный срок платы за «размещенные» отходы строительного производства. Причем под удар попали исключительно добросовестные участники рынка — те, кто ведет учет образующихся в результате строительства отходов, организует их транспортировку и аккуратно отчитывается. Им чиновники предъявили претензии по событиям полуторалетней давности и ранее, то есть за пределами срока привлечения к административной ответственности. Выходит, что Росприроднадзор, проникшись мнением КС РФ, достал из архива отчетность по отходам строительных организаций московского региона и решил переломить устоявшуюся судебную практику применения экологического законодательства в свою пользу.
К применению нового порядка стоит подготовиться
Чтобы устранить неточность текущих формулировок, был принят Федеральный закон от 21.07.14 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем уже достаточно точно определены хозяйствующие субъекты, обязанные уплачивать взносы за размещение отходов производства и потребления, а также установлены отчетный период и сроки уплаты этих взносов.
С 1 января 2016 года начинает действовать новая норма (абз. 2 п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ), которая гласит:
Отчетным периодом в отношении внесения этой платы является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ), срок уплаты — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).
В законе уточняется, что при определенных условиях «производители» мусора должны платить не за весь объем образованных отходов. В частности, отходы, направленные их «производителем» на вторичную переработку (например, металлолом) или на утилизацию непосредственно на мусоросжигательный завод, оплате не подлежат. В связи с этим важно организовать раздельный учет отходов. Вторичное сырье и отходы, направляемые непосредственно на обезвреживание или переработку напрямую, минуя «объекты размещения отходов», должны учитываться отдельно с целью уменьшения экологических платежей.
Комментарии экспертов
Дмитрий Беланович, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды.
В распорядительной части постановления КСРФ от 05.03.13 № 5-П установлено, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы, в случае если отходы были переданы специализированным организациям для размещения. Таким образом, принятые поправки полностью учитывают мнение судей. Также закон вводит понятие права собственности на отходы, устанавливает программный метод осуществления функций по организации сбора, сортировки, переработки и размещения отходов и регламентирует требования к региональным схемам по обращению с отходами. Это позволит гармонизировать наше законодательство с требованиями ОЭСР, решить накопленные проблемы отрасли и создать полноценную индустрию по переработке отходов.
Сергей Чернин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды.
Нужно разграничивать новые нормы закона, действующие с 2016 года, и текущее положение вещей. Начиная с 2009 года Президиум ВАС РФ дает однозначно негативную оценку требованиям органов государственного экологического контроля о внесении платы за размещение отходов природопользователями. Размещение любых отходов является видом деятельности, который осуществляют специализированные организации, и соответствующую плату обязаны вносить только они. А любые требования госорганов по внесению платежей за размещение отходов к их «производителям» незаконны. Однако новые нормы используют принцип «загрязнитель платит». На данном принципе основан ряд международных конвенций, участницей которых является Российская Федерация. Возложение обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду исключительно на организацию, эксплуатирующую полигон, не соответствует данному принципу. Поправками законодатель попытался исправить эту ситуацию.
Иван Сучков, заместитель начальника отдела по правовому обеспечению претензионно-исковой работы ОАО «МОСГАЗ»
Департамент Росприроднадзора по ЦФО всегда требовал, чтобы плату вносили именно «производители» отходов. Чиновники этого ведомства считают, что отходы размещает собственник, даже если для их вывоза привлекаются сторонние организации, если, конечно, право собственности на мусор не переходит к полигону или транспортной организации. Некоторые суды, несмотря на мнение Президиума ВАС РФ, поддерживают чиновников (решения Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.14 № А40–160441/14 и от 23.09.14 № А40–102262/2014). Новые нормы закона я считаю как минимум нелогичными. Закон декларирует принцип, что платить за негативное воздействие должны лица, осуществляющие деятельность, негативно воздействующую на окружающую среду. Однако сама по себе хозяйственная деятельность не относится к видам негативного воздействия на окружающую среду! Негативно воздействует на нее именно деятельность свалок и мусорных полигонов, которые почему-то, согласно новым нормам, платить не должны.