Через пять лет Норвегия станет «аккумуляторной батареей» Германии. Журналисты, придумавшие эту метафору, весьма точно охарактеризовали суть проекта, в который инвесторы готовы вложить от 1,5 до 2 миллиардов евро. В 2020 году, когда обе страны соединит подводная высоковольтная линия электропередачи (ЛЭП) длиною в 623 километра и мощностью в 1400 мегаватт, перед бурно развивающейся немецкой возобновляемой энергетикой откроются совершенно новые перспективы.
Возобновляемой энергетике нужны мощные накопители
Ведь в чем состоит кардинальная проблема возобновляемой энергетики? В нехватке промежуточных накопителей. Ветер дует и солнце светит далеко не всегда именно в тот момент, когда электроэнергия особенно востребована. В результате ветряки и солнечные батареи то работают впустую, то не в состоянии удовлетворить подскочивший спрос. Необходимы технологии, способные временно аккумулировать избытки «зеленого электричества» и тем самым выравнивать подобные колебания.
Самым апробированным способом крупномасштабного накопления электроэнергии являются гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС), действующие во многих странах мира, в том числе в России и Украине. Правда, для их сооружения нужна гористая или хотя бы холмистая местность. Когда возникают излишки электроэнергии, насосы на таких ГАЭС качают воду из нижнего водохранилища в верхнее. В моменты пика электропотребления воду вновь сбрасывают, и она, как на обычной гидроэлектростанции, приводит в движение генераторы.
Специфическая проблема немецкой ветровой энергетики состоит в том, что наибольшее развитие она получила на севере страны, где почти постоянно дуют сильные ветра, но где совершенно плоский рельеф. До ближайших возвышенностей — сотни километров. Поэтому и возникла идея проложить подводную ЛЭП до горного североморского побережья Норвегии — страны, имеющей богатый опыт в гидроэнергетике и, в частности, с ГАЭС.
У немцев — ветер, у норвежцев — вода и горы
Таким образом, концепция инвестиционного соглашения, подписанного 10 февраля в норвежском городе Хаугезунд, состоит в том, чтобы соединить две страны весьма экономичной на больших расстояниях линией постоянного тока, которая позволит перебрасывать из Германии в Норвегию «на хранение» избытки ветряной энергии и при необходимости получать обратно экологически чистую гидроэнергию.
Вместе с государственным Немецким банком развития KfW она обеспечит половину требующейся для NordLink суммы. Другую половину внесет норвежская государственная энергетическая компания Statnett.
Новая ЛЭП, которая соединит расположенный к северо-западу от Гамбурга вблизи устья Эльбы городок Вильстер с норвежским Тонстадом, покроет 3 процента потребления электроэнергии в Германии и тем самым обеспечит электричеством порядка 600 тысяч немецких домашних хозяйств.
Целая система подводных ЛЭП в регионе Северного моря
Одновременно NordLink существенно укрепит роль Норвегии в европейской энергетике. Эта скандинавская страна уже является важным поставщиком нефти и газа. Впредь она будет еще и крупным североевропейским центром производства, хранения и распределения электроэнергии. Ведь она уже соединена подводными ЛЭП с Швецией, Данией и Нидерландами. В ближайшие недели решение о прокладке кабеля в Норвегию собирается принять британское правительство. В Лондоне руководствуются теми же соображениями, что и в Берлине.
Если учесть, что к 2019 году планируется проложить еще и подводную ЛЭП между Данией и Нидерландами, то становится очевидным: в районе Северного моря складывается мощная и разветвленная система межгосударственных линий электропередачи, которая позволит оптимизировать использование возобновляемой энергии в этом богатом ветрами регионе. Евросоюз приветствует создание подобных энергетических сетей и готов оказать финансовую поддержку.
Немецкие экологи прокладку NordLink поддерживают, хотя и предупреждают: у берегов Германии кабель пройдет по дну национального парка Ваттовое море (Wattenmeer). Это самое крупное в мире гомогенное прибрежно-островное мелководье объявлено Всемирным наследием ЮНЕСКО. Наибольшая угроза для природы, предупреждают в немецком отделении Всемирного фонда дикой природы (WWF), возникнет в момент прокладки кабеля.