«Мусорный ветер»
По данным департамента Росприроднадзора по СФО, на территории округа в основном применяются стандартные технологии переработки и обезвреживания твердых бытовых отходов, например, портативные утилизаторы, термическое уничтожение отходов, инсинераторные установки и складирование отходов ТБО до 1,5 м высотой, с сопутствующей пересыпкой инертным материалом и уплотнением специализированной техникой. В ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, наблюдаются сложности с достаточным количеством и расположением объектов размещения отходов, их производственной мощностью, а также соблюдением лицензионных требований и условий хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты размещения отходов. В большинстве муниципальных образований субъектов Российской Федерации ввиду отсутствия финансовых средств, низкой плотности сельского населения и высокой стоимости создания объектов размещения отходов, соответствующих требованиям нормативных документов, отходы производства и потребления размещаются на несанкционированных свалках. Например, в настоящее время в Забайкальском крае нет ни одного полигона ТБО, соответствующего установленным законодательством требованиям. В городе Кызыле Республики Тыва производственная мощность единственного полигона ТБО превышена. Современные технологии по обезвреживанию ТБО из всех регионов СФО применяются только в Новосибирской, Кемеровской областях, Красноярском и Алтайском краях.
В Красноярском крае ежегодно образуется около 1,2 млн тонн ТБО. Системных и комплексных подходов к решению данного вопроса в регионе не было до 2010 года.
В 2010 году министерство природных ресурсов и лесного комплекса края разработало программу «Обращение с отходами на территории Красноярского края до 2020 года». Суть программы состоит в формировании центров по сортировке и переработке ТБО, создании единой транспортно-логистической схемы по сбору и транспортировке ТБО, обеспечении муниципальных образований контейнерным оборудованием и спецтехникой, а также ликвидации основной массы несанкционированных свалок.
Для усиления эффективности реализации программы «Обращение с отходами на территории Красноярского края до 2020 года» территорию края разделили на шесть макрорайонов: Центральный, Восточный, Западный, Южный, Приангарский, Северный. В 2011 году основной акцент был сделан на Центральный макрорайон. Здесь сконцентрирована половина от общего количества образуемых по краю отходов — 600 тыс. тонн в год.
На территории муниципальных образований Центрального макрорайона (г. Красноярск, г. Дивногорск, ЗАТО г. Железногорск, Березовский, Емельяновский, Сухобузимский районы) за прошедший год на сумму 12 млн рублей приобретено и установлено 1441 единица контейнерного оборудования для накопления ТБО. Выявлено и ликвидировано более 200 несанкционированных свалок.
В поселке Песчанка в апреле 2011 года введен в эксплуатацию крупнейший за Уралом мусоросортировочный комплекс мощностью 720 тыс. тонн ТБО в год. Строительство еще одного мусоросортировочного завода ведется в Березовском районе в пригороде г. Сосновоборска. В этот проект инвестор намерен вложить около 100 млн рублей. По заверениям Минприродресурса, комплекс в Песчанке «работает в штатном режиме».
В октябре 2011 года правительством края была утверждена программа «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2012–2014 годы. В соответствии с программой в течение 2012 года для организации системы сбора и транспортировки твердых бытовых отходов приобретено восемь единиц техники для транспортировки ТБО для г. Железногорска, а также 986 единиц контейнерного оборудования для сбора ТБО в семи муниципальных образованиях края. В программе предусмотрены мероприятия по строительству девяти объектов для размещения ТБО. В 2012 году ведутся работы по строительству трех полигонов ТБО.
В результате перераспределения средств в рамках программы «Обращение с отходами на территории Красноярского края» на 2012–2014 гг. в объеме 42 млн рублей в октябре 2012 года принято решение о выделении дополнительного финансирования на строительство комплекса по брикетированию ТБО в г. Сосновоборске, на установку камер видеонаблюдений, на приобретение контейнерного оборудования для сбора ТБО и техники для транспортировки ТБО в количестве шести единиц. Департаментом социальной политики администрации г. Красноярска в сентябре 2012 года утвержден пилотный проект «Об организации раздельного накопления отходов в муниципальных учреждениях социальной сферы г. Красноярска». Тариф на вывоз и утилизацию ТБО в Красноярском крае варьируется от 80 до 150 рублей в месяц, «однако этот вопрос урегулируется обычно индивидуально управляющими и транспортными компаниями», отметили в Минприродресурсе.
Весьма примечательна ситуация с уборкой мусора в Алтайском крае. Утилизация отходов в Барнауле осуществляется на полигоне твердых бытовых отходов. С 2006 года договор аренды данного земельного участка был заключен с ООО «Экотехпром» сроком на 15 лет. При этом городские власти не слишком довольны арендатором. Ежегодно на полигоне ТБО возникают чрезвычайные ситуации, связанные с возгоранием мусора вследствие несоблюдения технологии его утилизации. Только за период 2011–2012 годов зарегистрировано 13 возгораний. Последнее крупное возгорание имело место в июне 2012 года. В связи с неприменением действенных мер ООО «Экотехпром» по тушению пожара администрация города была вынуждена привлечь спецтехнику и организовывать ликвидацию очагов возгорания силами организаций и предприятий города. Затраты бюджета на эти цели составили свыше 1,2 млн рублей.
При этом тариф на вывоз и утилизацию ТБО в Барнауле составляет 26,66 рубля с человека в месяц для благоустроенного жилищного фонда, 39,6 рубля — для неблагоустроенного жилищного фонда или частных домовладений. Всего вывозом мусора в Барнауле занимаются восемь компаний. В числе наиболее крупных — «ЭкоПром-Барнаул», «Чистый город» и «Эко-Стандарт».
Что касается сортировки и переработки мусора, то в этом вопросе подвижек практически нет. «В Барнауле расположен мусоросортировочный комплекс ООО «Экотехпром». В настоящее время мусоросортировочный комплекс не эксплуатируется. Сейчас изучается возможность размещения мусороперерабатывающего завода. Конкретных решений пока не принято», — отмечает заместитель главы администрации города по городскому хозяйству Александр Алексеенко.
Немало сложностей при решении проблем вывоза и утилизации отходов возникает в Новосибирской области. Генеральной схемой санитарной очистки Новосибирска предусмотрено строительство пяти МПЗ, которые могут обеспечить полную потребность города в переработке ТБО. Мощность предприятий должна соответствовать объемам «производства» населением ТБО, то есть заводы должны справляться с переработкой 3–4 млн кубометров в год.
При разработке «Инвестиционного предложения по строительству мусоросортировочных комплексов» мэрией было предусмотрено размещение комплексов в непосредственной близости с действующими полигонами твердых бытовых отходов в целях рециклинга самих полигонов. Свалки до сих пор являются основным способом утилизации и захоронения отходов. «Я не вижу особой проблемы в такой форме утилизации твердых бытовых отходов, потому что в отличие от Европы мы располагаем достаточным количеством земель. Правильная организация работы на полигонах обеспечивает вполне приемлемую форму утилизации ТБО», — отмечает председатель комиссии Совета депутатов по городскому хозяйству Игорь Кудин. Но, как добавляет депутат, необходимо внедрять в отрасль мусоропереработки новые технологии. По мнению Кудина, следует наладить сортировку мусора с его последующей переработкой и по возможности сопутствующим выделением тепловой энергии или газа. Пока о таких перспективах только говорят.
На деле же Новосибирск располагает четырьмя переполненными официальными полигонами и одним обанкротившимся мусороперерабатывающим заводом. Помимо этого, существуют ООО «Спецзавод «Квант», которое специализируется на уничтожении особо опасных отходов, и ООО «Утилитсервис», осуществляющее деятельность по обезвреживанию отходов 3–5-го классов опасности (лечебно-профилактических учреждений, больниц, ветеринарных лечебниц, отходы промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. ).
Первый «второй» завод
Говоря о мусороперерабатывающем заводе № 2, стоит отметить, что он был назван так согласно номеру площадки, на которой располагается в Кировском районе Новосибирска. По существу же этот завод — первый и единственный, а площадка № 1 в Дзержинском районе так и осталась неосвоенной. Как отметил член комиссии по городскому хозяйству, генеральный директор ООО «Энергомонтаж» Иван Сидоренко, «НМПЗ № 2 был очень помпезно открыт в 2006 году». Инвесторами проекта выступили ООО «Энергомонтаж» и энергетическая компания «Восток-Запад», сумма вложений составила 250 млн рублей. По словам депутата, «завод мощностью 425 тыс. кубометров за все время работы так ни разу и не вышел даже на половину своей мощности. Попытки городской власти посодействовать более полной загрузке предприятия оказались неэффективными (мэрия обязала двух из пяти городских перевозчиков мусора МУП «Спецавтохозяйство» и ДЭУ-3 свозить на завод отходы, а затем муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» заключило договор об аренде завода). На данный момент договор аренды расторгнут».
Стоит отметить, что за пять лет существования завод дважды останавливал переработку. На данный момент деятельность также прекращена. А в сентябре 2012 года ИФСН Кировского района потребовало у арбитражного суда Новосибирска признать НМПЗ № 2 банкротом. Долги предприятия перед налоговым органом составили 13 млн рублей. «Уже почти год завод опять стоит, там ничего не делается, только налоги копятся», — сокрушается Сидоренко. Основной причиной остановки производства является, во-первых, низкий тариф в Новосибирске на вывоз и утилизацию ТБО. В среднем житель Новосибирска, в зависимости от выбранной управляющей компании, платит на эти нужды от 25 до 35 рублей. Опуская дополнительные расчеты, для того чтобы деятельность НМПЗ № 2 была экономически оправданной, тариф должен составлять 140 рублей, то есть расходы горожанина на перевозку, по подсчетам Ивана Сидоренко, следует увеличить примерно на 20 рублей в месяц. «В то время на заводе согласовали тариф в 87 рублей. И конечно же, ни один нормальный перевозчик не повезет ТБО на завод по 87 рублей, когда есть возможность отвезти их на полигон по 30 рублей», — продолжает господин Сидоренко. В качестве второй причины следует назвать удаленное расположение МПЗ № 2 от площадки утилизации, что потребовало дополнительных затрат на перевозку переработанного мусора. И в-третьих, это просчеты маркетологов, которые не проработали рынок сбыта продуктов завода. Также следует отметить и несовершенство заводской технологии, которая позволяла перерабатывать только 20% объема ТБО, остальную часть приходилось упаковывать и отправлять на утилизацию на полигон.
В свою очередь директор «МП-Сибирь» (представитель и дилер ряда иностранных компаний по поставке оборудования мусороперерабатывающей отрасли) Сергей Пальянов считает, что для того чтобы возродить НМПЗ № 2, его стоит либо продать, либо диверсифицировать производство. Если продавать, то тут же возникает резонный вопрос: кто его купит с такими большими долгами, когда условия для его эффективного производства не созданы. Тарифы на перевозку и утилизацию ТБО не увеличиваются. Если диверсифицировать производство, то необходимо освоить технологию измельчения. Но для этого, по мнению Сергея Пальянова, опять же потребуются немалые финансовые вложения.
Эффективное сороедение
Называя «оазисы» мусоропереработки, эксперты сходятся во мнении, что ими могут служить Ярославль, Белгород и Кузбасс, где находится Новокузнецкий мусороперерабатывающий завод.
Проект создания Новокузнецкого МПЗ принадлежит Георгию Лаврику, бывшему владельцу компании ОАО «Южкузбассуголь». После продажи угольного бизнеса Лаврик вложил в проект около 400 млн рублей через созданную инвестиционную компанию «Лэнд финанс».
Завод начал свою деятельность в 2008 году. Проект осуществляет дочерняя компания «Лэнд финанс» — ООО «ЭкоЛэнд». Мощность Новокузнецкого завода составляет 230 тыс. тонн отходов в год. Производственная цепочка включает в себя сортировку, после которой примерно 15% отходов отправляется для вторичного использования. Те отходы, которые не подлежат переработке, спрессовываются, упаковываются в тюки и отправляются на захоронение на полигон общей площадью 52,4 га. Завод полностью покрывает нужды города по утилизации, остаются мощности и на переработку мусора из близлежащих городов. С этой целью было организовано ООО «Сороежка», которое размещает свои контейнеры и занимается вывозом отходов не только из Новокузнецка, но и из Кемерова, Новосибирска и Красноярска. Правда, на запрос корреспондента «КС» относительно размера тарифа на предприятии и факторах, стимулирующих ведение бизнеса, в компании «ЭкоЛэнд» так и не ответили.
«Повышая тариф, вы помогаете обществу»
Каждый год властями рассматривается не один десяток проектов предприятий по мусоропереработке. Так, Владимир Городецкий на последней встрече с журналистами в редакции «КС» сообщил, что только за этот год было рассмотрено порядка 37 предложений по строительству мусороперерабатывающих заводов. При этом все они были отклонены, потому что инициаторами являлись посредники, взаимодействие с которыми ведет к удорожанию проекта. Также недавно состоялась встреча мэра Владимира Городецкого с представителями московской компании «Экология». Компания, по словам мэра, является непосредственно производителем и инвестором. На совещании обсуждалось и строительство МПЗ. Мэр отметил, что на данный момент ведется доработка подходов с обеих сторон.
Помимо того что ведутся многочисленные обсуждения, имеется и ряд проектов, которые уже начинали воплощаться. Это, например, упомянутый МПЗ № 1 в Дзержинском районе. Также, по словам Сергея Пальянова, четыре года назад с мэрией велись переговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода, объем инвестиций составлял 5 млн евро. В проекте участвовали компания «МП-Сибирь», инвесторы — московская банковская компания «Держава-Лизинг» и соучредители проекта — компании «Ситех» и «Сибакадеминвест». «Уже началась работа с администрацией Калининского района по выделению земельного участка бывшего завода Промстальконструкции по улице Тайгинской, — рассказывает Сергей Пальянов, — как вдруг мэрия заявила, что не имеет права участвовать в коммерческом проекте». Строительство этого проекта не началось. Правда, на соседнем участке площадку стал осваивать «Энергомонтаж» также под строительство МПЗ, продолжает Сергей Пальянов. Компания начала возводить здание завода, но и оно в очередной раз не завершилось — на выделенном участке были обнаружены залежи радиоактивных отходов.
В свое время анонсировалось и взаимодействие с Фондом содействия реформированию ЖКХ, которое даже дошло до заключения соглашения о намерениях. Речь шла о строительстве двух-трех МПЗ ориентировочной стоимостью 170–200 млн рублей каждый. Но и в этом случае дальше намерений дело не пошло. Советник генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Владимир Германенко ответил корреспонденту «КС», что Владимиру Городецкому предлагались варианты проектов, но Новосибирск «потерял к ним интерес».
Занимается этой проблемой и правительство Новосибирской области, разработавшее программу «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления», рассчитанную на 2012–2016 годы. Объем финансирования в рамках программы составит 5,455 млрд рублей, в том числе и средств регионального бюджета на сумму 850 млн рублей. Помимо исследований необходимости строительства предприятий по глубокой переработке ТБО, в программе предусмотрено создание сети специальных полигонов. Как сообщил в начале сентября руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Юрий Марченко, по итогам проведения торгов, а также анализа эффективности исполнения отдельных мероприятий программы за восемь месяцев 2012года принято решение произвести перераспределение средств, направив дополнительные ресурсы на ликвидацию несанкционированных свалок, а также совершенствование системы сбора и хранения отходов. В частности, лимиты ассигнований на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов в Новосибирске будут увеличены с 600 тысяч до 2 млн рублей. Также, по словам руководителя департамента, начато строительство пяти из семи намеченных на этот год полигонов твердых бытовых отходов. По двум объектам разрабатывается проектно-сметная документация.
Весной 2012 года консалтинговой компанией «Развитие бизнес-систем» областному правительству была предложена «Концепция развития сбора, транспортировки, переработки и утилизации твердых бытовых отходов в Новосибирской области». Заказчиком проекта выступило областное Агентство инвестиционного развития. Специалисты «РБС» предложили решить проблему мусоропереработки области строительством двух мусоросжигающих заводов на правом и левом берегах совокупной мощностью 600–800 тыс. тонн. Первую очередь «РБС» предложили возвести в 2016 году, второй завод в правобережье — в 2020 году. Объемы инвестиций оценили в 15 млрд рублей, срок окупаемости — 15 лет. Тогда руководитель департамента природных ресурсов и защиты окружающей среды правительства Новосибирской области Юрий Марченко предложил компании доработать концепцию. В результате, по данным министра строительства и ЖКХ Дениса Вершинина, «концепция развития комплекса по сбору, транспортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов г. Новосибирска, разработанная ЗАО «Аудиторская консалтинговая группа «Развитие бизнес-систем», была одобрена на заседании правительства Новосибирской области в августе 2012 года». Также Денис Вершинин отметил, что «реализация пилотного проекта реформирования существующего комплекса по обороту твердых бытовых отходов в Новосибирске создает необходимые предпосылки для организации экологического кластера, обеспечивающего углубленную переработку отходов». Концепция будет осуществляться в рамках действующей долгосрочной целевой программы в несколько этапов: «Первый этап «Беспроигрышные шаги» — 2012–2020 годы. Этап включает создание комплекса термической переработки, организацию селективного сбора, создание современной системы мониторинга, начало формирования интегрированных технологических комплексов по глубокой переработке отходов («экокластеров»). Второй этап — 2020–2030 годы. На этом этапе планируются полное развертывание «экокластеров», охват глубокой переработкой всех видов отходов на всей территории Новосибирской области. И до 2020 года предполагается ввести в эксплуатацию два комплекса по термической переработке — мусоросжигающих завода общей мощностью 600 тыс. тонн», — пояснил министр.
С вопросом, кто выступит инвестором МСЗ в Новосибирске, корреспондент «КС» обратился к первому заместителю генерального директора АКГ «Развитие бизнес-систем» Андрею Мясникову. Он ответил, что «планируется проведение инвестиционного конкурса, на котором властями будет выбрана компания-инвестор, которая и предложит оптимальные технико-экономические параметры будущих производств при безусловном соблюдении самых строгих российских и европейских экологических нормативов. При проведении конкурса приоритет будет отдаваться не просто финансовым инвесторам, а компаниям, имеющим передовой опыт управления комплексами ТБО в крупных городах, т. е. компетентным и проверенным профессионалам в этой сфере». Получается, что власти в очередной раз будут выбирать…
Иван Сидоренко отнесся к проекту скептически: «Строительство мусоросжигающих заводов в черте города крайне негативно скажется на экологии, если оснащать заводы специальными фильтрами, то объем инвестиций тогда составит порядка 2 млрд рублей. Если МПЗ № 2 стоимостью 250 млн рублей не смог себя окупить, то что уж говорить о сроках окупаемости МСЗ. Если по количеству и расположению заводов мы с «РБС» совпали, то остальных точек пересечения у нас нет». Сергей Пальянов в свою очередь добавляет, что даже современные фильтры не способны защитить население от вредного воздействия выбросов МСЗ.
Итого
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что инвесторы ждут от власти прежде всего повышения тарифа на вывоз и утилизацию ТБО. Только в этом случае «можно привлечь инвестора в город», считает Сидоренко, который также предлагает учредить единого перевозчика ТБО (всего в городе работают пять мусороперевозчиков: МУП «САХ», МБУ «ДЭУ № 3», ООО «НовосибВторРесурс», ЖКХ ННЦ СО РАН и новокузнецкая «Сороежка»). По заверениям депутата, возможно, такая мера сможет повлиять на установление обоснованного тарифа. В то же время создание такой структуры может заинтересовать антимонопольную службу, отмечает Сергей Пальянов.
В продолжение темы привлечения инвестора Пальянов добавляет, что, помимо повышения тарифа, необходимо оперативное выделение земельного участка под строительство, оснащенного инженерными коммуникациями. Андрей Мясников также ожидает от властей «подготовки площадок для строительства, централизованного административного содействия и гарантий поставок ТБО для переработки». В свою очередьзаместитель начальника департамента энергетики и ЖКХ мэрии Новосибирска Николай Малай говорит, что «большинство предложений носит посреднический характер, без подтверждения финансовых возможностей по строительству заводов переработки твердых бытовых отходов (ТБО)». Ряд компаний ставят условием установления тарифа, а также потребителей вторичных ресурсов, обеспечивающих рентабельность переработки отходов. До всех компаний доводится информация, что мэрия города Новосибирска заинтересована в сотрудничестве с реальным инвестором по комплексному решению утилизации отходов и в случае согласия инвестора на реальное финансирование строительства мусороперерабатывающих предприятий в городе Новосибирске готова к обсуждению проектов строительства.