ОАО «РЖД» является одним из крупнейших потребителей электроэнергии: компания ежегодно использует более 40 млрд кВт-ч электроэнергии, или порядка 4% общероссийского потребления. Основной объем уходит, конечно, на электрическую тягу поездов (более 35 млрд кВт-ч).
Такой крупный потребитель не мог остаться в стороне от федеральных мер по повышению энергоэффективности, закрепленных, в частности, в «Энергетической стратегии России до 2030 года».
Направления политики энергоэффективности в РЖД определяются «Энергетической стратегией холдинга «РЖД» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года», разработанной в рамках «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030». Стратегия предусматривает два этапа:
-
2011–2015 гг. – этап модернизации железнодорожного транспорта;
-
2016–2030 гг. – этап динамичного расширения железнодорожной сети (планируется строительство 20,5 тыс. км новых железнодорожных линий, 25% из которых будут грузообразующими, прокладываемыми в малонаселенных, не имеющих энергетики регионах).
В рамках стратегии, холдинг предполагает активно участвовать, в том числе в разработке законодательных актов государства в области инноваций и развития энергетики в интересах железнодорожного транспорта.
Повышение энергетической эффективности основной деятельности ОАО «РЖД» планируется за счет:
-
применения энергоэффективных технологий управления перевозочным процессом;
-
перехода на использование высокоэкономичных средств световой сигнализации и освещения, в первую очередь на основе светодиодной техники и интеллектуальных систем управления освещением;
-
совершенствования систем управления энергетическими ресурсами на основе баз данных энергетических обследований, паспортизации и приборного учета за расходованием энергоресурсов;
-
внедрения энергоэффективных технологий на объектах инфраструктуры.
Программа уже показала себя в действии. По данным РЖД, в 2011 году было внедрено более 4 тысяч ресурсосберегающих технических средств на сумму 2,7 млрд руб. За 12 месяцев 2011 года от реализации мероприятий ресурсосбережения в 2009 -2010 гг. достигнут экономический эффект на общую сумму около 1,2 млрд рублей. Данные показатели смогли быть достигнуты за счет экономии топливно-энергетических ресурсов, материалоемкости технологических процессов и повышения производительности труда.
Мероприятия, проводимые ОАО «РЖД» в рамках «Энергетической стратегии»:
1. Установка светодиодных систем освещения: пилотные проекты были выполнены на Горьковской (Новгород, Киров, Зуевка, Ижевск, Арзамас) и Красноярской железных дорогах.
2. Установка газовых инфракрасных излучателей для отопления производственных помещений локомотивных депо.
3. Использование альтернативных источников энергии. В рамках проекта ОАО «РЖД» «Умный вокзал», на железнодорожном вокзале г. Анапа в июле 2012 года введена в эксплуатацию система солнечных модулей (система из 560 солнечных модулей на базе тонкопленочных фотоэлектрических элементов, номинальной мощностью 70 кВт), а к концу года планируется установить ветрогенераторную установку номинальной мощностью 50 кВт. Планируется, объединенная система из двух модулей с увеличением мощностей аккумуляторных батарей, позволит полностью обеспечить вокзал электроэнергией.
4. Внедрение системы автоведения поездов.
5. Внедрение энергооптимальных расписаний.
6. Разработка подвижного состава нового поколения с использованием ряда инновационных технологий:
- перевод локомотивов на газовое топливо;
- создание маневровых тепловозов с несколькими силовыми установками;
- применение локомотивов с асинхронным бесколлекторным тяговым приводом, который позволяет применять рекуперативное торможение с широким диапазоном скоростей.
В период 2003–2010 гг. меры по повышению энергоэффективности уже привели к положительному результату: при увеличении на 16,2% объемов перевозочной работы по отношению к 2003 году, баланс потребления ресурсов уменьшился на 6,3%, а снижение энергоемкости производственной деятельности составило 19,3%.
Целевые показатели в среднесрочной и долгосрочной перспективах являются не менее амбициозными. Так, ОАО «РЖД» планирует рост объема перевозок пассажирского и грузового транспорта к 2030 году в среднем на 52,3%, а увеличение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и воды на 32,1%. Прогнозируется, что экономия ТЭР ОАО «РЖД» в 2015 и 2030 гг. по отношению к 2010 году составит соответственно: электроэнергии – 1,8 и 5,5 млрд кВт-ч; дизельного топлива – 248 и 740 тыс. т; топочного мазута – 95 и 182 тыс. т; угля – 0,7 и 1,4 млн т; бензина – 15,0 и 32,5 тыс. т; тепловой энергии, приобретаемой на стороне, – 0,56 и 1,2 тыс. Гкал. В связи с этим должны снизится затраты на приобретение ТЭР в 2015 году на 9,9 млрд рублей, в 2020 году – на 16,9 млрд рублей, в 2030 году – на 27,4 млрд рублей в ценах 2010 года.