Точки энергоэффективности РЖД

17.08.2012
Точки энергоэффективности РЖД

Железные дороги потребляют до 5% электроэнергии. Что делает ОАО "РЖД" для исполнения поручений о повышения энергоэффективности?

ОАО "РЖД" является одним из крупнейших потребителей электроэнергии: компания ежегодно использует более 40 млрд кВт-ч электроэнергии, или порядка 4% общероссийского потребления. Основной объем уходит, конечно, на электрическую тягу поездов (более 35 млрд кВт-ч).

Такой крупный потребитель не мог остаться в стороне от федеральных мер по повышению энергоэффективности, закрепленных, в частности, в "Энергетической стратегии России до 2030 года".

Направления политики энергоэффективности в РЖД определяются "Энергетической стратегией холдинга "РЖД" на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года", разработанной в рамках "Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030". Стратегия предусматривает два этапа:

  • 2011-2015 гг. – этап модернизации железнодорожного транспорта;

  • 2016-2030 гг. – этап динамичного расширения железнодорожной сети (планируется строительство 20,5 тыс. км новых железнодорожных линий, 25% из которых будут грузообразующими, прокладываемыми в малонаселенных, не имеющих энергетики регионах).

В рамках стратегии, холдинг предполагает активно участвовать, в том числе в разработке законодательных актов государства в области инноваций и развития энергетики в интересах железнодорожного транспорта.

Повышение энергетической эффективности основной деятельности ОАО "РЖД" планируется за счет:

  • применения энергоэффективных технологий управления перевозочным процессом;

  • перехода на использование высокоэкономичных средств световой сигнализации и освещения, в первую очередь на основе светодиодной техники и интеллектуальных систем управления освещением;

  • совершенствования систем управления энергетическими ресурсами на основе баз данных энергетических обследований, паспортизации и приборного учета за расходованием энергоресурсов;

  • внедрения энергоэффективных технологий на объектах инфраструктуры.

Программа уже показала себя в действии. По данным РЖД, в 2011 году было внедрено более 4 тысяч ресурсосберегающих технических средств на сумму 2,7 млрд руб. За 12 месяцев 2011 года от реализации мероприятий ресурсосбережения в 2009 -2010 гг. достигнут экономический эффект на общую сумму около 1,2 млрд рублей. Данные показатели смогли быть достигнуты за счет экономии топливно-энергетических ресурсов, материалоемкости технологических процессов и повышения производительности труда.

Мероприятия, проводимые ОАО "РЖД" в рамках "Энергетической стратегии":

1. Установка светодиодных систем освещения: пилотные проекты были выполнены на Горьковской (Новгород, Киров, Зуевка, Ижевск, Арзамас) и Красноярской железных дорогах.

В 2011 году ЗАО "Дорожный Центр Внедрения" Красноярской железной дороги произвело работы по модернизации систем освещения железнодорожного моста 777 через реку Енисей на участке Бугач – Красноярск Восточный, г. Красноярск и моста через реку Енисей на участке Красноярск – Енисей, перегон Ачинск – Уяр 4100 км., г. Красноярск. На данных объектах были установлены системы светодиодного интеллектуального освещения, что позволило существенно сократить издержки на оплату электроэнергии и эксплуатационные расходы (по данным ОАО "РЖД" потребление электроэнергии на участках железной дороги со светодиодным освещением уменьшилось более чем на 55%).

2. Установка газовых инфракрасных излучателей для отопления производственных помещений локомотивных депо. 

По данным ОАО "РЖД" использование газовых инфракрасных излучателей позволило снизить стоимость 1 ГКал потребляемого тепла в 3-5 раз по сравнению с системами водяного отопления.

3. Использование альтернативных источников энергии. В рамках проекта ОАО "РЖД" "Умный вокзал", на железнодорожном вокзале г. Анапа в июле 2012 года введена в эксплуатацию система солнечных модулей (система из 560 солнечных модулей на базе тонкопленочных фотоэлектрических элементов, номинальной мощностью 70 кВт), а к концу года планируется установить ветрогенераторную установку номинальной мощностью 50 кВт. Планируется, объединенная система из двух модулей с увеличением мощностей аккумуляторных батарей, позволит полностью обеспечить вокзал электроэнергией.

4. Внедрение системы автоведения поездов.

 Система автоведения поездов позволяет обеспечить экономию электроэнергии от 3 до 12%. В настоящее время в ОАО "РЖД" системой автоведения оборудовано 3 900 электровозов и электропоездов.

5. Внедрение энергооптимальных расписаний.

В 2011 году на энергооптимальные расписания переведено 511 поездов. По данным ОАО "РЖД" в опытных поездках на направлениях, где энергооптимальные расписания введены впервые, экономия топливно-энергетических ресурсов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составила на электрифицированных участках от 3,2 до 6,1%, на неэлектрифицированных участках — 5,1 %. Проделанная за 2009-2011 гг. работа по переводу 1 451 пассажирских поездов на энергооптимальные расписания ежегодно позволит экономить до 25,0 млн кВт∙ч электроэнергии и 300 т дизельного топлива.

6. Разработка подвижного состава нового поколения с использованием ряда инновационных технологий: 

  • перевод локомотивов на газовое топливо;
  • создание маневровых тепловозов с несколькими силовыми установками;

В 2011 году на Московской железной дороге введена в эксплуатацию опытная партия двухдизельных маневровых тепловозов, созданных на базе серийных тепловозов чешского производства серии ЧМЭ3. Первые итоги эксплуатации показали, что экономия топлива у двухдизельных локомотивов достигает 20-25% в сравнении с серийными локомотивами. Кроме того, на Московской железной дороге начата опытная эксплуатация трехдизельного маневрового тепловоза, также построенного на базе тепловоза ЧМЭ3. Достигнутая экономия топлива составляет 30-35%.
  • применение локомотивов с асинхронным бесколлекторным тяговым приводом, который позволяет применять рекуперативное торможение с широким диапазоном скоростей. 
Ввод в эксплуатацию на участке Екатеринбург — Балезино грузовых электровозов 2ЭС10 с асинхронным приводом позволил сократить удельный расход электроэнергии на тягу поездов по сравнению с ранее использовавшимися на этом участке электровозами 1,5ВЛ11 с 84,6 до 54,3 кВт∙ч/10 тыс. т∙км брутто (на 35,8%), увеличить удельный возврат электроэнергии с 4,4 до 10,2 кВт∙ч/10 тыс. т∙км брутто (на 132,6%) и повысить долю рекуперации от общего потребления электроэнергии с 4,9 % до 15,8 %.

В период 2003-2010 гг. меры по повышению энергоэффективности уже привели к положительному результату: при увеличении на 16,2% объемов перевозочной работы по отношению к 2003 году, баланс потребления ресурсов уменьшился на 6,3%, а снижение энергоемкости производственной деятельности составило 19,3%.

Целевые показатели в среднесрочной и долгосрочной перспективах являются не менее амбициозными. Так, ОАО "РЖД" планирует рост объема перевозок пассажирского и грузового транспорта к 2030 году в среднем на 52,3%, а увеличение объемов потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и воды на 32,1%. Прогнозируется, что экономия ТЭР ОАО "РЖД" в 2015 и 2030 гг. по отношению к 2010 году составит соответственно: электроэнергии – 1,8 и 5,5 млрд кВт-ч; дизельного топлива – 248 и 740 тыс. т; топочного мазута – 95 и 182 тыс. т; угля – 0,7 и 1,4 млн т; бензина – 15,0 и 32,5 тыс. т; тепловой энергии, приобретаемой на стороне, – 0,56 и 1,2 тыс. Гкал. В связи с этим должны снизится затраты на приобретение ТЭР в 2015 году на 9,9 млрд рублей, в 2020 году – на 16,9 млрд рублей, в 2030 году – на 27,4 млрд рублей в ценах 2010 года.

Источник: ИАА Cleandex
Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: