По данным ООН, вклад авиации в изменение климата на планете составляет порядка 3.5%. Этот уровень не является ощутимым. Однако авиация на сегодняшний день остается одним из немногих экономических сегментов, в котором не предпринимается последовательная политика по сокращению влияния на климат, в том числе по сокращению выбросов парниковых газов. В отсутствии каких-либо инициатив и на фоне поступательной борьбы с выбросами в других отраслях, к 2050 году в худшем из сценариев доля может составить уже 15%.
Как это часто бывает, подать «зеленый» пример другим странам решил Евросоюз, где квоты для местных компаний действуют уже с 2008 года. Суть механизма квотирования заключается в том, что для каждой компании устанавливается норматив выбросов на основании показателей деятельности в базовом году. При этом, если выбросы в текущем году превышают квоту в 85% норматива, то их необходимо оплачивать. С 1 января 2012 года этот механизм распространен на все авиакомпании, совершающие посадку в европейских аэропортах. В данный момент уже осуществляется биллинг, а рассчитаться по нему будет необходимо до апреля 2013 года.
Волна недовольства прокатилась по иностранным партнерам Евросоюза, поскольку суммарный объем налоговых отчислений по итогам года может превысить 4 млрд долл. Если для России этот сбор встанет в 25–30 млн долл., то для китайских компаний составит уже 125 млн долл. и еще больше – для американских. К слову, Китай и США уже запретили своим операторам уплачивать этот сбор, в России законодательство на подходе.
Упорство ЕС в этом вопросе вызывает удивление, поскольку сегодня Еврокомиссия, по сути, не имеет выигрышных для себя вариантов исхода. Очевидно, что получить деньги от большинства перевозчиков при нынешних условиях не удастся. Соответственно жизненно необходимо идти на попятную, увеличивая, например, квоту до 100%, или возвращая значительную часть начисленного сбора обратно авиаперевозчикам. И получается нулевой результат, хотя ЕС «удалось» обратить против себя весь мир, что уже вылилось в ряд экономических последствий, например, к расторжению контракта Airbus с Китаем на поставку 10 самолетов А380 на 4 млрд долл. Так еще и местные авиаперевозчики, воодушевленные послаблениями для иностранных компаний, смогут претендовать на облегчение для себя налогового бремени с целью сохранения конкуренции.
Рисунок. Оценка выбросов CO2 в расчете на 1 пассажиро-километр, грамм (источник: Sky)