Новосибирские химики разработали биоразлагаемый пластик из растительного сырья. Пока не ясно, насколько успешно сложится судьба разработки, однако в самом ближайшем будущем изделия из биопластика однозначно потеснят на рынке неразлагающийся «нефтяной пластик». Вопрос лишь в том — отечественный это будет биопластик или импортный.
Первое место в финале прошедшего регионального этапа конкурса «Бизнес Инновационных Технологий» БИТ-Новосибирск получил инновационный проект «Биоразлагаемый пластик из возобновляемого природного сырья». О том, что скрывается за многообещающим названием, нам рассказал директор компании-разработчика «Наша Лаба» кандидат химических наук Вадим ХЛЁСТКИН.
— Вадим, в чём уникальность вашей разработки? Имеются ли у неё аналоги?
— Мы занимаемся разработкой гранул полимера, полученного из доступного растительного сырья. Уникальность нашего полимера в том, что он быстро разлагается в почве или воде без необходимости компостирования. Плюс ещё в том, что сырьё доступное и дешёвое, а гранулы можно будет перерабатывать на стандартном оборудовании в упаковку, одноразовую посуду и другие изделия. Вообще биопластик как феномен известен давно, ещё в царской России из казеина пуговицы делали. Экология тогда, правда, никого не волновала — просто ещё не был изобретён полиэтилен. На рынке же массовой упаковки о создании биопластика задумались в Европе в середине прошлого века. Это было связано с зависимостью от нефти, глобальным потеплением и, безусловно, экологией. Объёмы неразлагающегося мусора росли год от года. В итоге в Европе сложилось к настоящему моменту два конкурирующих подхода к производству массового упаковочного биопластика. Мы проанализировали оба. Первый — это пластик из полимолочной кислоты — России не подходит. Там очень многостадийный химический путь от исходного сырья до конечного продукта. И пластик получается более ломким, а для его утилизации необходимо компостирование. Более перспективным для России является производство биопластика по нашей технологии. На российском рынке прямые аналоги нашего продукта отсутствуют. А вот на Западе они есть: аналогичный пластик выпускает сегодня итальянская компания Новомонт. Она появилась всего несколько лет назад, но уже занимает 40 процентов европейского рынка биопластика.
— Он на основе чего делается?
— Его основа — полисахарид. Мы пошли по такому же пути. Но наш пластик — не копия итальянского. Они разные.
— А из каких растений берётся полисахарид?
— Из злаков. Мы проводим определённую химическую обработку сырья и термомеханическое воздействие на него. Не пугайтесь слова «химия» — там растительная химия. В природе молекулы полисахаридов свёрнуты в определённые непластичные структуры. Мы разворачиваем эти клубки и делаем материал пластичным.
— Что можно будет делать из ваших гранул?
— В первую очередь, одноразовую посуду и пакеты для не жидких продуктов.
— Сколько такая биопластиковая тарелка или мешок будет разлагаться?
— В почве от 2 до 12 недель. За это время их полностью съедят микроорганизмы.
— С точки зрения экологии это, несомненно, прорыв. Мы ведь засорили землю пластиком уже дальше некуда. Вами двигало желание решить эту экологическую проблему?
— Инновация — это в первую очередь бизнес. В России есть проблема с глубокой переработкой сырья. И такая переработка просто обязана появиться. Для этого у нас есть всё — научные данные, аналоги, сырьё. То есть всё говорит в пользу того, чтобы такой продукт, как биопластик, в России появился. Сопоставив факты, мы пришли к выводу, что надо этим заниматься.
— Получается, что тут и сельскому хозяйству большой плюс?
— Да. У нас в России, особенно в Сибири, много таких культур на полях, которые растут, но есть их нельзя. Раньше эти кормовые культуры потребляло животноводство, но потом большая часть ресурсов оказалась не востребованной. Так что — да, сельское хозяйство тоже получит доход от переработки таких ресурсов.
— В Европе уже начали вводить ограничения на использование пакетов из «нефтяного пластика», и наверняка их химики ломают голову над созданием дешёвого биопластика. Вам надо быстрее доводить свою разработку до производства, чтобы мы пользовались нашим отечественным биопластиком, а не импортным. Неужели инвесторы не видят, какие здесь открываются перспективы?
— Согласен. Но у нас проблема — полиэтилен. Это действительно хороший пластик. Во всём, кроме экологии. Для производства полиэтилена в России есть всё: и нефть, и газ, и отлаженные технологии. Поэтому бизнесменам легче и привычнее работать с полиэтиленом. С другой стороны, если мы сделаем за них всю подготовительную работу и сами доведём проект до стадии опытной партии, то им будет несложно перейти на биопластик. Я общался с людьми из полимерных производств, они говорят, что если по цене будет нормально, то они не против. В мире действительно идёт сейчас соревнование за лидерство в этой индустрии. В Дании, Великобритании, Италии, Франции, Австралии и других странах уже введены законодательные ограничения на использование пакетов из нефтяного пластика. Введение таких запретов у нас — вопрос времени и, конечно, наличия альтернативного продукта на рынке. Нам нужен год, чтобы вывести продукт на рынок и начать выпуск конечной продукции. Этот год начнётся с того момента, когда инвестор вложит в нас 5 миллионов рублей. Например, два из них необходимы для приобретения оборудования. За первые полгода мы закупаем образцы сырья, запускаем оборудование, тестируем образцы, улучшаем рецептуру… Потом — сертификация, тестирование разлагаемости, выпуск опытных партий гранул полимера и передача их производителям одноразовой посуды для тестирования.
— Какова будет себестоимость условной тарелки?
— По нашим расчётам, может получиться несколько дешевле, чем из полиэтилена. Но в любом случае — сопоставимой.
— Почему вы стали резидентами бизнес-инкубатора Академпарка? У вас ведь главное — мозги, а они в любой географической точке при вас.
— Тут легче делать что-то новое. Например, тот же «Startup Bazaar», на который нас пригласили и где мы одержали победу. На форуме были эксперты, контакты, информация. Мы посмотрели презентации других проектов, что-то взяли себе на вооружение. Это тоже очень важно. Сейчас будем здесь, в Академпарке, частично свои тесты проводить.
— Сколько человек в вашей команде?
— Нас трое. Плюс всегда есть люди, которые нас поддерживали, в частности студенты НГУ. За это мы им очень благодарны.
— Вы ищите исключительно российских инвесторов?
— Да. Это обусловлено тем, что западным инвесторам есть кого в своих странах поддерживать. Там давно идёт реальная борьба за растительное сырьё и биопластик из него. Там жёстче конкуренция. Поэтому мы изначально нацеливались на российский рынок. Проблема стартапов в том, что наши венчурные компании готовы инвестировать — и достаточно серьёзные деньги — в производство, а вот вкладываться на стадии доведения разработки до производства готовы немногие. Естественно, инвестор, который поверит в нас и увидит свои перспективы, получит свою долю в нашей компании. И это правильно. Придумали — хорошо, но надо ведь двигаться дальше. Поэтому тот, кто рискует, должен получить свою прибыль. А мы обязательно придумаем ещё какой-нибудь проект. Есть и другие виды растительного сырья, с которыми нам хотелось бы поработать, но пока надо этот проект довести до рынка. Скажу вам «по секрету», как химик, почти 15 лет проработавший в Институте органической химии СО РАН: вокруг нас есть масса доступных растений, о возможном применении которых мы даже не догадываемся. Так что впереди ещё очень много открытий и находок…
— Как вы защитите свою интеллектуальную собственность?
— Мы составили и вскоре подадим международную заявку на патент, она проходит жёсткую проверку и рассматривается 30 месяцев, поскольку замечания собираются со всего мира. Патент даётся на 20 лет.
— А сколько всё-таки разлагается в почве без специальной утилизации традиционный пластиковый пакет?
— Считается, что полиэтиленовый пакет может разлагаться несколько сотен лет. Возможно, ещё дольше — никто ведь этого не проверял, сто лет назад их просто не было.
Пять команд из Новосибирска вышли в федеральный этап конкурса «Бизнес Инновационных Технологий».
Организатором регионального этапа «БИТ-Новосибирск» выступил технопарк новосибирского Академгородка. Всего на конкурс было представлено 20 стартапов в сферах IT, приборостроения, био- и нанотехнологий. Согласно положению о конкурсе, в федеральный этап автоматически проходит только один победитель регионального этапа. Однако в Москву пригласили ещё четыре команды из Новосибирска — троих финалистов инвестиционного форума Startup Bazaar: «Биоразлагаемый пластик из возобновляемого природного сырья», «Оптоволоконные системы измерения температуры», «Система очистки сточных вод» и ещё два проекта — «Геномная телемедицина» и «Композит для ледяной дороги».
Всего в 2012 году на всероссийский конкурс БИТ было подано более тысячи заявок. Финал пройдёт в июне в Москве. Среди лучших из лучших разыграют денежный приз в размере трёх миллионов рублей, стажировки в бизнес-акселераторы Финляндии и Кремниевой долины и другие призы.
КСТАТИ
Ради сохранения природы Байкала в Бурятии намерены заменить пластиковые пакеты на бумажные.
В конце марта президент Бурятии Вячеслав Наговицын поручил правительству республики содействовать обороту в торговле бумажных пакетов вместо полимерных. «Стимулирование в виде налоговых льгот или субсидирования должно адресоваться и Сленгинскому целлюлозно-картонному комбинату, производящему бумажную тару, и торговым сетям», — сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу главы Бурятии.
Полимерные пакеты стали угрозой для побережья Байкала. «Без слёз смотреть нельзя — всё завалено пакетами, которые используются 20 минут, а разлагаются 400 лет», — отметил Наговицын. По его мнению, нужно призвать и жителей республики изменить привычку к пластиковой таре.
Попытки перейти на использование картонных пакетов в Бурятии уже предпринимались. Три года назад общественный экологический совет при прокуратуре республики предложил представителям бизнеса внедрять в торговлю упаковочные материалы из бумаги и картона вместо полимерных. Представители «зелёных» движений проводили публичные акции для популяризации бумажных пакетов. Однако призывы оказались тогда безрезультатными. Во-первых, бумажные пакеты выдерживают не очень большой вес, но более дороги. Во-вторых, ни производители бумажной тары, ни торговые сети не были заинтересованы в экологической инициативе.