Финансирование водородной энергетики в мире
Водородная энергетика на протяжении последних нескольких десятилетий считается энергетикой будущего и, во многом, "закрывающей" энергетической технологией. Вместе с тем, несмотря на огромный потенциал отрасли и общую уверенность в ее развитии, прогресс в области ее освоения по-прежнему скромный.
По данным Европейской комиссии, в 2010 году главными инвесторами в развитие водородной энергетики были США (500 млн долл.), Япония (300 млн долл.) и страны ЕС (230 млн долл.). К странам-лидерам также относятся Южная Корея (100 млн долл.) и Китай (60 млн долл.).
В перспективе главными регионами для продаж топливных элементов называют Индию, Китай, а также Африку, где развитие телекоммуникационного рынка, во многом, сдерживается несовершенной системой электроснабжения.
Стоит отметить, что стимулы внедрения топливных элементов в разных регионах мира разные. Так, в странах ЕС и Японии акцент сделан на улучшении экологической обстановки, в то время как в США, прежде всего, отмечаются повышение энергетической безопасности и удобство использования. Китай, во многом, развивает технологию в стремлении достичь мирового технологического лидерства.
Япония
Япония является лидером по объему использования водородных топливных элементов. В стране системы отопления на водороде продаются с 2009 года, и к октябрю 2011 года таких систем было продано порядка 5000 тыс. Каждая из инсталляций субсидируется государством. На эти цели в 2010 году было потрачено 75 млн долл.
В начале 2011 года Япония инициировала демонстрационный проект "водородного города", на котором будут отработаны принципы построения соответствующей инфраструктуры. Государство и частные компании также вкладывают средства в строительство водородных заправок.
Глобальное развертывание водородной инфраструктуры запланировано к 2015 году. Потенциальный объем рынка топливных элементов в стране оценивается в 3,9 млрд долл.; основные потребители – поставщики энергии, автомобильные компании, строительно-монтажные компании и производители электроники.
США
В США основу продаж топливных элементов составляют погрузчики. Доля водородных погрузчиков в общем объеме продаж составила в 2009 году 2%, что является прямым следствием государственных программ в этой области. В 2008 году было принято решение субсидировать покупку топливных элементов в объеме до 3000 долл./кВт установленной мощности (но не более 30% стоимости станции) и до 200 тыс. на станцию водородной заправки (но также не более 30% стоимости).
В 2009 году правительство выделило 42 млн долл. на ускорение коммерциализации и внедрения топливных элементов. Это позволило при участии частного капитала (дополнительно более 50 млн долл.) в значительной мере расширить рамки рынка топливных элементов для систем резервного питания и обрабатывающей промышленности.
В 2010-2011 гг. Департамент энергетики США (Department of Energy) выделил 170 млн долл. на исследования и работы по продвижению топливных элементов. Объем финансирования на 2012 год, по предварительным оценкам, может составить еще 100 млн долл.
Помимо поддержки федерального центра в США существуют инициативы со стороны отдельных штатов: Нью-Йорк, Коннектикут, Огайо, Калифорния.
Европа
В Европе главным институтом развития водородной энергетики является платформа HFP (European hydrogen and guel cell technology platform), инициированная в 2003 году. Одной из целью платформы называется создание водородно-ориентированной энергосистемы в странах ЕС к 2050 году. Плановый объем финансирования в рамках технологической платформы составляет 7,4 млрд евро в период 2007-2015 гг. Реально на разработку технологий в период 2008-2013 гг. планируется потратить 940 млн евро, т.е. в семь раз меньше.
Эти 940 млн евро в равной мере будет обеспечена Cедьмой рамочной программой научно-технического развития Европейского Союза (FP7), а также участниками рынка и исследовательскими компаниями. За счет этих средств будет профинасировано более 100 проектов в четырех основных направлениях:
-
транспорт и транспортная инфраструктура – 32-36% средств;
-
производство и распределение водорода – 10-12%;
-
стационарная генерация и когенерация – 34-37%;
-
новые рынки – 12-14%;
-
другие направления – 6-8%.
В заключительной части статьи перечислены некоторые проекты, получившие правительственную поддержку в 2008-2009 гг.
Платформа в период в 2014-2020 гг. надеется получить 17,9 млрд евро, направления использования которых представлены в следующей таблице.
Таблица 1. Направления использования финансирования в рамках платформы HFP в 2014-2020 гг.
Китай
Китай, как ни одна страна мира, нуждается в новых источниках энергии. В стране водородные топливные элементы и использование водорода рассматриваются на правительственном уровне как центральное направление долгосрочного развития науки технологий. На середину 2011 года суммарные инвестиции Китая в развитие технологии топливных элементов и соответствующей инфраструктуры составили 2,8 млрд долл. Основные области развития – производство портативной электроники, стационарных и мобильных устройств, получение водорода с использованием солнечной энергии, энергии биомассы, природного газа и угля.
Южная Корея
Южная Корея пошла по пути Японии и предложила в 2010 году субсидию для покупателей водородных систем отопления в объеме 80% их стоимости. Величина субсидии будет последовательно снижена до 50% в 2013-2016 гг. и до 30% в 2017-2020 гг.
Правительство страны озвучило цели по достижению 20% мирового рынка топливных элементов к 2025 году и созданию 560 тыс. рабочих мест в отрасли. К 2030 году топливные элементы должны занять 47% в общем объеме потребления "зеленого" электричества в Сеуле, т. е. их вклад будет сравним со вкладом всех других ВИЭ, в том числе энергии солнца, геотермальной энергии, энергии биомассы, вместе взятых.
Европейские проекты
1. H2Moves Scandinavia – первый проект в области транспорта, получивший поддержку Европейской Комиссии; финансирование также частично осуществляют национальные фонды Дании и Норвегии (Transnova). Компания предлагает водородные заправки, которые интегрируются с обычными колонками для бензина и дизеля. Первая из таких станций была введена в эксплуатацию в начале 2011 года. Цель проекта соответственно сделать заправку водородного транспорта такой же привычной, как и заправку другими видами моторного топлива. Стоимость проекта – 19,5 млн евро, из которых 7,8 млн евро выделила Комиссия.
Водородный автомобиль Mercedes-Benz F-Cell B-Class
2. CHIC (Clean Hydrogen in European Cities) – проект предусматривает запуск 26 автобусов на топливных элементах в пяти странах ЕС. Финансирование проекта составило 81,9 млн евро, из которых 26 млн евро предоставила Еврокомиссия, остальные средства – 25 компаний-партнеров из области транспорта и инфраструктуры. Цель проекта – продемонстрировать возможность использования транспорта на водороде и приблизить сроки коммерциализации технологий.
Водородный автобус в Лондоне в рамках проекта CHIC
3. Hydrosol 3D – компания разрабатывает "чистую" технологию производства водорода, лишенную выбросов углекислых газов. Процесс осуществляется в две стадии, в нем в том числе используется энергия концентрированных солнечных станций (CSP). Проект получал поддержку в рамках пятой и шестой научных программ Евросоюза, и к настоящему времени реализован пилотный проект получения водорода на CSP-станции мощностью 100 кВт. В ближайшей перспективе компания намерена освоить станцию в 1 МВт.
4. ADEL (ADvanced Electrolyser for Hydrogen Production with Renewbale Energy Source) – проект консорциума, объединяющего ведущие европейские институты и компании, которые разрабатывают технологию получения водорода. Консорциум исследует возможность внедрения нового парового электролизера (ITSE), который был бы более долговечным по сравнению с существующими аналогами.
5. NH34PWR – еще один консорциум, разрабатывающий системы основного и резервного питания для телекоммуникационных вышек на основе топливных элементов – PowerCube. В качестве топлива система использует аммиак. Срок окупаемости устройства при замене им дизельного генератора оценивается в два года при сокращении на 80% объема выбросов углекислых газов.
Установка на топливных элементах для автономной генерации PowerCube
6. MobyPost – компания разрабатывает концепт водородного транспорта, который бы смог заряжаться водородом, производимым локально на основе ВИЭ (например, с использованием солнечных панелей на крышах зданий). Основная задача заключается в создании хранилища водорода низкого давления. В настоящее время такими хранилищами оснащены 2 автопарка по 5 автомобилей, которые используются для развоза почты.