Особенности развития рынка биотоплива

23.12.2009
Особенности развития рынка биотоплива

Биотопливо занимает одно из лидирующих положений на рынке возобновляемых источников энергии. По итогам 2008 г. мировой спрос на биоэтанол и биодизель вырос на 37%.

Масштаб использования возобновляемых источников энергии в мире ежегодно расширяется. По оценкам CleanEdge, лидирующее положение на рынке сейчас принадлежит (указан объем мирового рынка в 2008 г.):

  • солнечной энергетике - 29.6 млрд. долл.;
  • ветровой энергетике - 51.4 млрд. долл.;
  • биотопливу - 34.8 млрд. долл.

 

Доходность только от трех этих сегментов в 2008 году составила 115.9 млрд. долл (по сравнению с 75.8 млрд. долл. в 2007 году). По результатам 2008 года мировой рынок биотоплива продемонстрировал прирост в размере 37%.


Факторы развития рынка

Позитивная динамика мирового биотопливного рынка определяется рядом причин. Спрос на биотопливо быстрее всего растет в странах, сделавших ее использование одним из приоритетов национальной энергетической политики. Именно государство выступает основным инициатором запуска производства и жестко регламентирует состояние отрасли, как со стороны предложения, так и со стороны спроса.

Другим важным стимулом развития биотопливного производства стало вступление в силу Киотского протокола – глобального проекта по внедрению экологических инноваций для снижения выбросов парниковых газов. Неудивительно, что, результатом данной политики стало повышенное внимание государственных структур к транспортному сектору, который является основным источником выбросов.

Поскольку биотопливное производство затрагивает интересы сразу нескольких экономически значимых отраслей (сельское хозяйство, машиностроение, нефтепереработка и др.), на законодательном уровне были приняты целые комплексы мер как поощрительного, так и директивного характера. Они направлены как на создание благоприятного отраслевого климата для привлечения инвестиционного капитала, так и на обеспечение доступности биотоплива для конечного потребителя. Типы используемых государственных инструментов в ряде стран одинаковы.

В качестве директивной меры получили распространение обязательные нормативы использования биотоплива (биотопливные стандарты). Например, в Европе поставлена цель по достижению доли биотоплива в совокупном объеме потребления моторного горючего 5.75% к 2010 году. В Бразилии удельный вес биоэтанола должен составлять не менее 25%.
В качестве поощрительных мер отраслевым участникам на всей производственной и распределительной цепочке предоставляются различные преференции. Мощнейшим стимулом мотивации производителей является налоговая политика. Объем реализованных в течение года налоговых льгот может достигать сотни миллионов долларов. При этом, несмотря на то, что бюджетные поступления снижаются, государство выигрывает от экономии на нефтяной закупке.

Для того, чтобы биотопливный продукт был конкурентоспособен, он должен иметь более низкую стоимость по сравнению с традиционным горючим, что также невозможно осуществить без государственного регулирования тарифов. Одной из распространенных мер является пониженная акцизная ставка или вовсе ее отсутствие для чистых и смешанных биотоплив.

Состояние мирового рынка биотоплива также во многом определяется такими факторами как уровень цен на нефть и состояние сырьевой индустрии. Так, рост цен на рапс и зерновые культуры в 2007 году привел на практике к снижению общемирового потребления биотоплива. Результатом стремления к снижению зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков стало смещение инвестиционного интереса в сторону развития производства биотоплива второго поколения. Последнее, согласно прогнозам, способно продемонстрировать рост в период до 2018 года в размере 173.8% (на фоне 5% для биоэтанола и биодизеля).

Падение мировых цен на нефть, которое было характерно для конца 2008- начала 2009 года, в свою очередь, привело к снижению конкурентоспособности биотоплива перед традиционными ресурсами и пропорциональному падению объемов его потребления. Еще больше усугубляло положение то, что стоимость биоэтанола и биодизеля в данный период продолжила свой рост. 

 

Динамика рынка биотоплива в 2004-2008 годах 

Развитие рынка биотоплива происходит весьма неравномерно: после падения показателей в 2007 году, в 2008 – он продолжил свой рост. С точки зрения масштабов производства дизельное биотопливо значительно уступает биоэтанолу.

Мировой объем выпуска биотоплива в 2008 году составил более 19 млрд. галлонов (~71.9 млрд. литров) биотоплива в год, из которого 17 млрд. галлонов пришлось на биоэтанол (~64.4 млрд. литров) и 2.5 млрд. галлонов (~9.5 млрд. литров) – на биодизель.

 

23_12_1.jpg

Динамика мирового производства биотоплива в 2004-2008 годах, млрд. литров

К ведущим производителям биоэтанола, контролирующим 79% общего объема изготовленной продукции относятся США и Бразилия. Рынок биодизельного топлива отличается принципиальной иной структурой производства, где безоговорочным лидером является Евросоюз, концентрирующий в себе более 70% всего мирового выпуска. Данные страны являются также ключевыми потребителями биотоплива в мире.

В дальнейшем ожидается смещение акцента в производственной структуре в пользу стран Юго-Восточной Азии и Индии, которые по долгосрочным прогнозам способны стать ведущими поставщиками биотоплива на мировой рынок.

В целом, перспективы развития мирового биотопливного рынка весьма оптимистичны. Согласно прогнозам в перспективе до 2018 года он способен возрасти до 105.4 млрд. долл. Причем рынок биоэтанола будет развиваться опережающими темпами в сравнении с биодизелем – с CAGR 6 и 5% соответственно.

 

Российский рынок биотоплива

В России на сегодняшний день производство биоэтанола и биодизеля не осуществляется. Невысокая заинтересованность в развитии биотопливной индустрии во многом обусловлено низкой стоимостью обычного бензина, мягкими экологическими нормами и отсутствием государственного стимулирования отрасли.

Между тем, по данным Research.Techart к настоящему моменту было заявлено более 20 биотопливных проектов, которые планируется запустить в ближайшие 1.5-2 года. Структура инвестирования в российский биотопливный рынок аналогична той, которая сложилась сейчас в мире: в общем объеме вложений преобладают средства направляемые на организацию новых производств биоэтанола, которые превалируют перед биодизелем в соотношении — 6:1.

При условии 100% внедрения всех инвестиционных проектов, производство топливного этанола к 2012 году может составить 2.7 млн. тонн (около 3.42 млрд. литров). Основным сырьем для его изготовления, как ожидается, станет пшеница. В качестве сырья для производства биодизеля российские инвесторы однозначно выбирают рапс.

Стоит отметить, что все российские проекты по изготовлению биотоплива ориентированы на европейские рынки. Однако логика построения сбытовой модели в них отличается. В самом общем случае она сводится к двум вариантам – экспорт сырья для производства биотоплива и экспорт готовой продукции. Сторонники первого варианта исходят из положения, что в настоящее время Россия может извлекать максимальную прибыль из экспорта собственных излишков зерновых и масличных культур, учитывая рост цен на них на мировом рынке.

Хотя, безусловно, вторая модель более оправдана. Так, Россия сегодня экспортирует значительные объемы зерна в Европу (более 10 млн. тонн), большая часть которого направляется на производство биоэтанола. Естественно, более рациональным является изготовление в стране продукции с высокой добавленной стоимостью и их дальнейший экспорт. Поэтому большая часть проектов подразумевает создание полного производственного цикла биотоплива — от переработки сырья до получения конечного потребительского продукта.

По мнению Research.Techart, в числе наиболее перспективных мировых рынков сбыта биотоплива для российских производителей сегодня можно определить Европу (прогноз потребления — 21 млрд. литров к 2010 году), Китай (4 млрд. литров к 2010 году) и Японию (6 млрд. литров к 2030 году). Другими крупными биотопливными рынками являются Бразилия и США, но экспорт в эти страны российской продукции нецелесообразен из-за высоких логистических расходов.

Можно полагать, что российское биотопливо при низких производственных издержках будет вполне конкурентоспособно на мировых рынках. Так, себестоимость производства биоэтанола из пшеницы в России составляет 1.7 долл/ галлон в бензиновом эквиваленте , в Европе – 2.71 долл/ галлон.

Что касается перспектив формирования внутреннего рынка сбыта, то они во многом будут определяться наличием государственной поддержки альтернативных источников энергии. В частности, внедрением льготного налогообложения, дотаций производителям, решением вопроса высокого акцизного налога на этиловый спирт. Немаловажный фактор, влияющий на распространение и применение биодизеля на внутреннем рынке – отсутствие адаптированных двигателей к его применению и заправочной инфраструктуры.

Причем формирование российской биотопливной индустрии сталкивается как со сторонниками, так и противниками. Одни считают, что производство биотоплива может нанести серьезный урон агро-промышленному комплексу (в особенности, животноводству) и приведет к росту цен на продовольственные товары. Другие, наоборот, полагают, что она станет стимулом для нормализации состояния сельскохозяйственного сектора.

 

Статья подготовлена с использованием данных отчета "Маркетинговое исследование рынка биотоплива"

Источник: Cleandex.ru/Research.Techart
Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: