Состояние и перспективы мирового рынка биотоплива

07.07.2008
Состояние и перспективы мирового рынка биотоплива

Биотопливо является ярким примером практического воплощения инновационных технологий в области альтернативной энергетики и представляет собой топливо, получаемое из биологической массы.

Структура рынка

Производство биотоплива во всем мире увеличилось в три раза с 2000 по 2007г.: с 4,8 млд.галлонов до 16,0 млд.галлонов. Однако на его долю приходится только 3% от общих поставок топлива для транспорта.

На диаграмме представлена структура производства биотоплива по странам в 2007г.:

1.jpg

Диаграмма 1 Структура производства биотоплива по странам (Источник - FO Licht)

Около 90% производственных мощностей биотоплива приходится на США, Бразилию и ЕС. В то же время, возможно, что производство может рассредоточится по всему миру в случае успешной реализации правительственных программ в Китае, Малайзии и Китае.

Можно заметить, что значительно увеличились в сравнении с 2005г. производственные мощности ЕС (с 4,8% до 15%)

В таблице можно увидеть производственные мощности биотоплива в различных странах:

Страна

Биоэтанол (млн.галлонов)

Биодизель (млн.галлонов)

Бразилия

4 966,5

64,1

Канада

264,2

25,4

Китай

422,7

29,9

ЕС

608,4

1 731,9

Индия

105,7

12,0

Индонезия

-

107,7

Малайзия

-

86,8

Таиланд

79,3

68,8

Соединенные Штаты Америки

6 498,7

444,5

Таблица 1. Производственные мощности биотоплива.

Таким образом, очевидно, что лидирующее положение занимает производство биоэтанола.

В Бразилии 90 процентов выпускаемых автомобилей оснащены двигателями, предназначенными для функционирования на этаноле. 3 млн.машин ездят только на этаноле, а еще 16 млн. - на смеси этанола и бензина.

В США 12% автомобилей работают или могут работать на альтернативном топливе, включая этанол. В США широкое распространение получил так называемый газохол - бензин, содержащий 10% спирта. Применение газохола допускается всеми крупными производителями автомобилей без переделки двигателя.

Сырье для производства биотоплива

Ведущим сырьем для производства биотоплива, являются кукуруза, сахар и растительное масло.

Для биоэтанола наиболее экономичным является бразильский сахарный тростник. На втором месте - американская кукуруза. Далее, с большим отрывом, идут остальные зерновые, производимые в других регионах мира.

Для производства биодизеля наиболее оптимальным сырьем является рапс.

В таблице можно увидеть какие культуры используются для производства биотоплива в разных странах:

Страна

Биоэтанол

Биодизель

Бразилия

сахарный тростник, соевые бобы, пальмовое масло

касторовое масло

Канада

кукуруза, пшеница, солома

животные жиры, растительные масла

Китай

кукуруза, пшеница, маниока, сладкое сорго

растительные масла

ЕС

пшеница, другие зерновые культуры, сахарная свекла, вино, спирт

рапс, подсолнечник, соя

Индия

меласса, сахарный тростник

пальмовое масло

Индонезия

сахарный тростник, маниока

пальмовое масло

Малайзия

-

пальмовое масло

Таиланд

меласса, маниок, сахарный тростник

пальмовое масло, растительное масло

Соединенные Штаты Америки

кукуруза

соя, другие масличные культуры, животные жиры, рециркуляция жиров и масла

Таблица 2. Использование с/х культур в производстве биотоплива в разных странах.

Негативно повлияло на развитие рынка биотоплива растущая озабоченность в мире по поводу роста цен на продовольствие. По данным Международного валютного фонда, мировые цены на продукты питания выросли на 10 процентов в 2006 году из-за роста потребления кукурузы, пшеницы, сои в том числе из-за производства биотоплива.

В этой связи большие надежды сейчас возлагаются на начало коммерческой реализации проектов по производству биотоплива второго поколения.
Факторы, влияющие на рынок биотоплива

Перспективы дальнейшего развития биотоплива будет связано со следующими факторами:

  • ценами на нефть;
  • наличия недорогих видов сырья;
  • правительственной поддержки;
  • технологическими прорывами, которые могли бы снизить стоимость биотоплива второго поколения;
  • конкуренцией со стороны альтернативных вариантов топлива.
Рост цен на нефть является наиболее важным фактором повышения конкурентоспособности альтернативных видов топлива, включая биотопливо. В этом смысле аналитики сходятся во мнении, что ниже 50 долл за баррель они не опустятся.
По оценкам Merrill Lynch прекращение производства биотоплив приведёт к росту цен на нефть и бензин на 15%. Стоимость биотоплива во многом определяются стоимостью сырья для его производства: на 37% биоэтанол от сахарного тростника в Бразилии, на 40% - от кукурузы в США, на 34% - от сахарной свеклы — в ЕС. Увеличение цен на эту продукцию привело к снижению конкурентоспособности биотоплива.
Мощную государственную поддержку производителям биотоплива осуществляют США, Бразилия, ЕС, Китай и ряд других стран. Правительства используют различные политические инструменты, которые уменьшают риски и неопределеннность для инвесторов.
Наиболее распространенным средством является требование примеси биотоплива к традиционному топливу для обеспечения гарантированного спроса на него.
В таблице приведены правительственные программы разных стран по внедрению биотоплива:

Страна

Правительственные планы

Бразилия

25% примесь этанола в бензине (E25) в 2007 году; 2% примеси биодизельного топлива с дизельным (B2) в начале 2008 года, 5%- к 2013 г.

Канада

5% - содержание этанола в бензине к 2010 г.; 2% биодизельного топлива в дизельном к 2012г.

Китай

пять провинций планируют использовать 10% смеси этанола с бензином

ЕС

5,75% - доля биотоплива в общем объеме к 2010 году, 10% - к 2020г.

Индия

10% примеси этилового спирта в бензине до конца 2008, 5% - примесь биодизеля к 2012 году.

Индонезия

10% биотоплива до 2010 г.

Малайзия

5% присмесь биодизеля используемого в транспортных средствах

Таиланд

увеличение потребления Е10 в два раза к 2011г. за счет использования ценовых стимулов;

Соединенные Штаты Америки

использование 7,5 млд. галлонов биотоплива, к 2012 году; предложения по повышению возобновляемых источников топлива до 36 млд галлонов (в основном из кукурузы и целлюлозы) в 2022.

Таблица 3. Правительственные планы по внедрению биотоплива. Однако, опыт некоторых стран, показал, что эти цели будут вряд ли досигаемы.

В некоторых странах также используются субсидии, налоговые льготы для преодоления высокой стоимости биотоплива.

Например, Европа предлагает премию в 18,7 евро за акр для производства сырья для биотоплива. Правительство Индии субсидирует на 40% от стоимости создания производства сахарных заводов. Бразилия поощряет потребление путем введения налога на продажу ниже, для E25, чем для бензина.

США предоставляет налоговые возвраты в размере 0,51 долл за 1 галлон этанола и 1 долл — биодизельного топлива.

Технологический прогресс: более высокие урожаи биомассы с акра, получение большего числа галлонов биотоплива из тонны биомассы может постепенно снизить экономические издержки и экологических последствия производства биотоплива. Производство биотоплива, вероятно, будет наиболее рентабельным в тропических районах, где урожайность биомассы выше.

Таким образом, перспективы биотоплива зависят от ряда взаимосвязанных факторов. В настоящий момент на развитие рынка биотоплива положительно влияет рост цен на нефть. С другой стороны, прибыльность сектора сильно подорвали рост цен на сырье (кукурузу и растительное масло), что значительно повлияло на себестоимость биотоплива и продовольственный кризис.

Россия

В России удельный вес биотоплива в общем объеме потребления, составляет менее 1%. Моторное биотопливо в России практически не используется. Европе этот показатель в среднем 6-8%. В Швеции до 80% всей тепловой энергии производится с использованием твердого биотоплива.

В России нет действующего производства биотоплива. В 2007г. рост интереса к биотопливу в Европе привел к появлению инвестиций в отрасль в стране. В ближайшее время планируется построить несколько проектов по производству биоэтанола. Однако, в России на сегодняшний день не сложился рынок конечного потребления биотоплива и, следовательно, его планируется экспортировать.

Некоторые эксперты считают нерентабельным конечное производство биотоплива в нашей стране и полагают, что возможен лишь экспорт сырья в Европу.

Некоторые западные компании сейчас занимаются выращиванием рапса на территории России.

На настоящий момент перед российским биотопливным рынком стоит ряд препятствий для его дальнейшего развития:

  • наличие акциза на спирт — 25 руб/литр тормозит налаживание производства этанола;

  • высокий уровень цен на зерно и масленичные культуры приводят к тому, что себестоимость биотоплива на несколько порядков выше традиционного;

  • отсутствие государственной поддержки производства;

  • природные условия приводят к ограниченности возможности использования биотоплива в транспортных средствах.

В нашей же стране использование биотоплива может дать ощутимый экономический эффект - через сокращение себестоимости тепловой и даже электрической энергии. Также это может способствовать подъему сельского хозяйства и привлечению инвестиций в страну.

Для полного замещения потребления бензина в России биотопливом потребуется 110-120 млн. тонн зерна. Эта задача является недостижимой, т.к. совокупное производство зерна в стране на несколько порядков ниже.

По оценкам экспертов, наиболее перспективным для России считается производство твердого биотоплива (пеллетированное и брикеттированное), так как в качестве сырья используются отходы сельскохозяйственного и лесоперерабатывающего производств.

Это связано в некоторой степени с состоянием с/х рынка. Неприемлемо использовать сахарный тростник. Что касается кукурузы, то цены на нее значительно выше, чем на пшеницу, а "излишков" нет. А традиционные для России культуры — пшеница, рожь и ячмень уступают по своим энергетическим характеристикам. Причем, цены на них близки к мировым.

Перспективы рынка биотоплива

Объемы производства биотоплива во всем мире должны резко вырасти в течение ближайшего десятилетия благодаря значительным государственным вложениям, о чем говорится в опубликованном докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО).

Согласно докладу, мировой объем производств этанола в 2017 году достигнет приблизительно 125 миллиардов литров, что вдвое превышает уровень 2007 года.

Цены на этанол в 2009 году превысят $55 за гектолитр параллельно с ростом нефтяных котировок, однако к концу указанного периода они снова снизятся до $52-53 за гектолитр благодаря увеличению объемов производства.

Производство биодизельного топлива будет расти быстрее, чем этанола, и к 2017 году достигнет где-то 24 миллиардов литров по сравнению с почти 11 миллиардами литров в конце 2007 года. В то же время, объемы биоэтанольного производства, согласно прогнозам Международной энергетической ассоциации (IEA), к 2020 г. должны в шесть раз превысить показатель биодизельной промышленности. Тому есть несколько объяснений. Прежде всего, биодизельное производство имеет незначительную стартовую основу, в то время как биоэтанольные рынки в США и Бразилии уже достигли существенных объемов. Во-вторых, производство биодизеля требует большего числа сельскохозяйственных площадей, так как показатель выпуска биоэтанола с единицы посевной площади намного выше. В-третьих, прогнозируется, что ЕС, где действуют ограничения на объемы выпуска биодизеля, останется доминирующим производителем.

Общемировой потенциал энергоресурсов, основанных на биомассе, составляет, по различным оценкам, от 2 до 27 млрд т. При этом объемы биотопливной индустрии должны составить около 52,5 млрд долларов.

Однако, уже в настоящее время прогнозные показатели могут быть скорректированы обозначившимися отрицательными тенденциями, вызвавшими общемировые дискуссии.

Прежде всего, речь идет о росте цен на сырье и как следствие на продовольственные товары, в чем многие эксперты обвиняют биотопливную промышленность. Прогнозный рост цен на кукурузу составляет 27%. Значительную динамику роста демонстрируют зерновые и масличные культуры, стоимость которых, по оценкам аналитиков Economist Intelligence Unit (EIU), в 2007 г. увеличится на 16% и 29% соответственно. При этом реальная степень значимости влияния биотопливного рынка на сырьевую инфраструктуру не определена. Признается целый комплекс факторов, воздействующих на текущую ситуацию, а именно рост цен на нефтяные энергоносители, рост продовольственного потребления (как результат бурно развивающихся экономик Китая и Индии и общего роста численности населения), неблагоприятные климатические условия и т.д. Поэтому данная проблематика остается на уровне рассуждений, хотя тем самым оказывая косвенное негативное влияние на развитие рынка.

Другим сдерживающим фактором является экология. Так, недавно обнародованные результаты национальных исследований США заявили об угрозе водного истощения в связи с наращением объемов выращивания в северных и южных штатах кукурузы, требующей больше воды, чем традиционные соя и хлопок. Кроме того, производство самого биоэтанола является довольно водоемким: завод по производству 378 млн л биотоплива потребляет воды столько же, сколько город с населением 5 тыс. чел.

К огромному беспокойству приводит также ситуация текущего перенасыщения производственных мощностей в ведущих странах-производителях: США, Бразилия, ЕС, что приводит к снижению цен на биотопливный продукт. Например, в США цены снизились в течение 2007 г. на 30%. В Бразилии в настоящий момент действуют около 40 биодизельных заводов ( и в стадии разработки находятся еще 42 проекта), которые могут производить около 2,18 млрд л в год. Это намного превышает спрос, установленный правительством на уровне 840 млн л в год.

Во многом перспективы биотоплива будут также зависеть от развития инфраструктуры: количества заправок, доступности "переделки" автомобиля под заправку. На сегодняшний момент цена за последнюю услугу достигает 200-300 долл.

С развитием международных торговых отношений существенно увеличится число участников биотопливного рынка. Согласно Biofuels Progress Report, основными предметами импорта станут рапсовое масло из Украины, России; соевое масло из стран Латинской Америки, пальмового масла из Индонезии и Малайзии, а также биоэтанол из Бразилии и других стран тропического региона.

Группу основных потребителей импортного биотоплива будут составлять ЕС, Китай и Индия. Расширится сегмент потребления в развивающихся странах Азии и Африки, уже заявивших о национальных биотопливных программах.

Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: