Россия – одна из немногих стран, которые являются энергетически независимыми. Будучи энергонезависимой, Россия не очень заботливо относится к своим энергоресурсам. Современная российская экономика энергорасточительна, что ощутимо снижает ее конкурентоспособность. При сжигании 1 кг нефтяного эквивалента в нашей стране производится товаров и услуг на сумму 1,9 доллара, тогда как среднемировой показатель составляет 4,7 доллара.
Ежегодное производство топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России составляет около 1400 миллионов тонн условного топлива (тут), из которых около 900 млн тут (64%) приходится на внутреннее потребление.
Большая часть вырабатываемой энергии (около 45%) потребляется в структурах топливно-энергетического комплекса (ТЭК). На втором месте стоят промышленность и строительство (около 25%). На долю ЖКХ приходится порядка 20%, на сельское хозяйство и транспорт – чуть более 10% потребляемой энергии.
При этом 35 – 47% всего объема получаемой энергии тратится впустую. Согласно данным, приведенным в энергетической стратегии России до 2020 г. , потенциал энергосбережения в нашей стране оценивается в 360 – 430 млн тонн условного топлива (тут). В нефтяном эквиваленте это составляет 230 – 250 млн т, что сравнимо с объемом всей экспортируемой из России нефти и нефтепродуктов. Около трети этого потенциала сосредоточена в ТЭК, еще треть – в сфере промышленности и строительства, около четверти – в ЖКХ. На долю остальных отраслей экономики приходится около 10% этого потенциала.
Основа развития любого государства – его энергетическая безопасность. Соответственно, повышение энергоэффективности, реализация мероприятий в области энергосбережения – одна из гарантий такой безопасности и, как следствие, важнейший ресурс ускорения экономического роста. К сожалению, в России отсутствует четкая федеральная политика, направленная на повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий. Очевидно, что без активной государственной поддержки стране будет сложно выполнять международные обязательства в рамках Киотского протокола, сдерживать рост энергопотребления, осуществлять реформы в бюджетной сфере и системе ЖКХ, повышать конкурентоспособность российской экономики.
В 2005 г. «Гринпис» начал реализацию серии демонстрационных проектов по энергосбережению на объектах социальной сферы. Один из проектов связан с сокращением теплопотерь в школах.
Бюджетные организации России потребляют в год около 360 млн Гкал теплоэнергии. Это около 20% всего теплопотребления в нашей стране. По доле расходов на энергоресурсы и воду в себестоимости услуг они превосходят машиностроение, строительство, сельское хозяйство и даже цветную металлургию.
Основные теплопотери зданий (не только школ) происходят через ограждающие конструкции: окна, крышу, пол, стены. По оценкам специалистов, до 50% потерь тепла может происходить через плохо утепленные или не утепленные вовсе окна. При этом важно отметить, что 2/3 тепла уходит наружу через поверхность стекла в виде инфракрасного излучения, а 1/3 тепла – посредством инфильтрации тепла через щели.
В ходе проведенных экспериментов сотрудники и волонтеры «Гринпис» провели теплоизоляцию окон в двух школах и добились повышения температуры в классах и исчезновения сквозняков, что сделало нахождение детей в помещениях более комфортным и безопасным для здоровья. Кроме того, удалось снизить потребления угля для отопления, что в свою очередь даст экологический эффект.
Конечно, чтобы проект «Гринпис» был реализован полностью, необходимо провести комплексную изоляцию дверей, стен крыши и пола. В этом случае экономия тепла станет действительно ощутимой.
Утепление зданий предполагает разовые инвестиции, которые окупаются в течение первых лет. Опыт Минобразования по реализации федеральной программы «Энергосбережение Минобразования России» показал, что на 1 руб., вложенный в энергосбережение, в последующее пятилетие в бюджет возвращается 5 руб., получаемых за счет экономии на коммунальных платежах. Срок окупаемости бюджетных средств, направленных на закупку оборудования, составил, по опыту Минобразования, менее 1 года.
В настоящее время для стимулирования внедрения энергосберегающих технологий предусмотрены тарифные скидки (тарифы экономического развития) для юридических лиц на оплату тепло- и электроэнергии на период проведения энергосберегающих мероприятий (обычно на 2 – 3 года). Высвобождаемых средств, как правило, достаточно для закупки энергосберегающих материалов, дополнительных расходных материалов, инструмента и оплату работы.
В бюджетной сфере экономической заинтересованности руководства в рациональном использовании энергоресурсов нет (оплата производится из местных (районных) бюджетов, в которые закладываются соответствующие расходы, основанные на устоявшихся (часто завышенных) лимитах потребления энергоресурсов).
Существуют, правда, примеры усовершенствования системы лимитирования и расчетов оплаты энергопотребления. Так, в Челябинской области в результате контроля администрации за утверждением лимитов за 5 лет (с 1999 г. ) затраты энергии снизились в 2 раза. Область перешла от планирования на основании лимитов по фактическому потреблению ТЭР за предыдущий отчетный период к планированию с применением показателей, характеризующих реальную потребность в ресурсах. Показатели включают занимаемую учреждением площадь, источник энергии, вид энергоресурса, нормативы потребления. В области было также разработано положение о материальном стимулировании участников реализации программ энергосбережения в бюджетной сфере. Источник стимулирования – бюджетные средства, сэкономленные в результате выполнения энергосберегающих мероприятий. В зависимости от источника финансирования этих мероприятий объемы средств материального стимулирования составляют 10 – 50% от суммы сэкономленных бюджетных средств.
Томский региональный центр управления энергосбережением предложил универсальную методику на основе расчетно-нормативного метода, при котором объемы лимитов рассчитываются, в том числе, в зависимости от эффективности запланированных энергосберегающих мероприятий. Согласно методике, при расчете лимитов должны учитываться конкретные календарные данные, объемы каждого вида нагрузки и другие факторы.
В Свердловской области при формировании заявки бюджетные учреждения используют данные «Энергетического паспорта организации», «Технического паспорта котельной», а также результаты мероприятий по энергосбережению.
Для Ростовской области сотрудниками московского Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) разработано пять базовых механизмов стимулирования эффективного использования энергоресурсов: «Энергетические звезды», «Скользящий лимит», «Оплата по счетам», «Участие в экономии», «Профессиональное управление». При реализации механизма «Скользящий лимит» средства, полученные в результате экономии за счет реализации мер по энергосбережению, делятся между бюджетной организацией и бюджетом. Размер сэкономленных средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации на 3 года, постоянно сокращается, а доля бюджетного изъятия экономии, напротив, возрастает. Дополнительная экономия, полученная от реализации мер по энергосбережению, делится по той же схеме, т. е. бюджетная организация получает возможность систематически использовать для своих нужд часть средств, сэкономленных за счет постоянной работы по энергосбережению.
Будем надеяться, что в экономические расчеты и инициативы правительства и общественных организаций позволят России прийти к грамотному использованию своих энергетических ресурсов.