Энергосберегающие технологии. Реализация проекта "Гринпис" в социальной сфере

18.03.2008
Энергосберегающие технологии. Реализация проекта Гринпис в социальной сфере

Россия – одна из немногих стран, которые являются энергетически незави­симыми. Будучи энергонезависимой, Россия не очень заботливо относится к своим энергоресурсам.

Россия – одна из немногих стран, которые являются энергетически незави­симыми. Будучи энергонезависимой, Россия не очень заботливо относится к своим энергоресурсам. Современная российская экономика энергорасто­чительна, что ощутимо снижает ее конкурентоспособность. При сжигании 1 кг нефтяного эквивалента в нашей стране производится товаров и услуг на сумму 1,9 доллара, тогда как среднемировой показатель составляет 4,7 доллара.

Ежегодное производство топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России составляет около 1400 миллионов тонн условного топлива (тут), из которых около 900 млн тут (64%) приходится на внутреннее потребление.

Большая часть вырабатываемой энергии (около 45%) потребляется в струк­турах топливно-энергетического комплекса (ТЭК). На втором месте стоят промышленность и строительство (около 25%). На долю ЖКХ приходится порядка 20%, на сельское хозяйство и транспорт – чуть более 10% потреб­ляемой энергии.

При этом 35 – 47% всего объема получаемой энергии тратится впустую. Соглас­но данным, приведенным в энергетической стратегии России до 2020 г., потен­циал энергосбережения в нашей стране оценивается в 360 – 430 млн тонн условного топлива (тут). В не­фтяном эквиваленте это составляет 230 – 250 млн т, что сравнимо с объемом всей экспортируемой из России нефти и нефтепро­дуктов. Около трети этого потенциала сосредоточена в ТЭК, еще треть – в сфере промышленности и строительства, около четверти – в ЖКХ. На долю остальных отраслей экономики приходится около 10% этого потенциала.

Основа развития любого государства – его энергетическая безопасность. Соответственно, повышение энергоэффективности, реализация мероприя­тий в области энергосбережения – одна из гарантий такой безопасности и, как следствие, важнейший ресурс ускорения экономического роста. К со­жалению, в России отсутствует четкая федеральная политика, направлен­ная на повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий. Очевидно, что без активной государственной поддержки стране будет сложно выполнять международные обязательства в рамках Киотского протокола, сдерживать рост энергопотребления, осуществлять реформы в бюджетной сфере и системе ЖКХ, повышать конкурентоспособность рос­сийской экономики.

В 2005 г. «Гринпис» начал реализацию серии демонстрационных проектов по энергосбережению на объектах социальной сферы. Один из проектов связан с сокращением теплопотерь в школах.

Бюджетные организации России потребляют в год около 360 млн Гкал теплоэнергии. Это около 20% всего теплопотребления в нашей стране. По доле расходов на энергоресурсы и воду в себесто­имости услуг они превосходят машиностроение, строительство, сельское хозяйство и даже цветную металлургию.

Основные теплопотери зданий (не только школ) происходят через огражда­ющие конструкции: окна, крышу, пол, стены. По оценкам специалистов, до 50% потерь тепла может происходить через плохо утепленные или не утеп­ленные вовсе окна. При этом важно отметить, что 2/3 тепла уходит нару­жу через поверхность стекла в виде инфракрасного излучения, а 1/3 тепла – посредством инфильтрации тепла через щели.

В ходе проведенных экспериментов сотрудники и волонтеры "Гринпис" провели теплоизоляцию окон в двух школах и добились повышения температуры в классах и исчезновения сквозняков, что сделало нахождение детей в помещениях более комфортным и безопасным для здоровья. Кроме того, удалось снизить потребления угля для отопления, что в свою очередь даст экологический эффект.

Конечно, чтобы проект "Гринпис" был реализован полностью, необходимо провести комплексную изоляцию дверей, стен крыши и пола. В этом случае экономия тепла станет действительно ощутимой.

Утепление зданий предполагает разовые инвестиции, которые окупаются в течение первых лет. Опыт Минобразования по реализации федеральной программы «Энергосбережение Минобразования России» показал, что на 1 руб., вложенный в энергосбережение, в последующее пятилетие в бюджет возвращается 5 руб., получаемых за счет экономии на коммунальных плате­жах. Срок окупаемости бюджетных средств, направленных на закупку обо­рудования, составил, по опыту Минобразования, менее 1 года.

В настоящее время для стимулирования внедрения энергосберегающих технологий предусмотрены тарифные скидки (тарифы экономического развития) для юридических лиц на оплату тепло- и электроэнергии на период проведения энергосберегающих мероприятий (обычно на 2 – 3 года). Высвобождаемых средств, как правило, достаточно для закупки энергосбе­регающих материалов, дополнительных расходных материалов, инструмента и оплату работы.

В бюджетной сфере экономической заинтересованности руководства в рациональном использовании энергоресурсов нет (оплата производится из местных (районных) бюджетов, в которые закладываются соответствующие расходы, основанные на устоявшихся (часто завышенных) лимитах потребления энергоресурсов).

Существуют, правда, примеры усовершенствования сис­темы лимитирования и расчетов оплаты энергопотребления. Так, в Челябинской области в результате контроля администрации за утверждением лимитов за 5 лет (с 1999 г.) затраты энергии снизились в 2 раза. Область перешла от планирования на основании лимитов по фактическому потреблению ТЭР за предыдущий отчетный период к планиро­ванию с применением показателей, характеризующих реальную потребность в ресурсах. Показатели включают занимаемую учреждением площадь, источ­ник энергии, вид энергоресурса, нормативы потребления. В области было также разработано положение о материальном стимулировании участни­ков реализации программ энергосбережения в бюджетной сфере. Источник стимулирования – бюджетные средства, сэкономленные в результате выпол­нения энергосберегающих мероприятий. В зависимости от источника финан­сирования этих мероприятий объемы средств материального стимулирования составляют 10 – 50% от суммы сэкономленных бюджетных средств.

Томский региональный центр управления энергосбережением предло­жил универсальную методику на основе расчетно-нормативного метода, при котором объемы лимитов рассчитываются, в том числе, в зависимости от эф­фективности запланированных энергосберегающих мероприятий. Согласно методике, при расчете лимитов должны учитываться конкретные календарные данные, объемы каждого вида нагрузки и другие факторы.

В Свердловской области при форми­ровании заявки бюджетные учреждения используют данные «Энергетического паспорта организации», «Технического паспорта котельной», а также резуль­таты мероприятий по энергосбережению.

Для Ростовской области сотрудниками московского Центра по эффектив­ному использованию энергии (ЦЭНЭФ) разработано пять базовых механиз­мов стимулирования эффективного использования энергоресурсов: «Энер­гетические звезды», «Скользящий лимит», «Оплата по счетам», «Участие в экономии», «Профессиональное управление». При реализации механизма «Скользящий лимит» средства, полученные в результате экономии за счет реализации мер по энергосбережению, делятся между бюджетной органи­зацией и бюджетом. Размер сэкономленных средств, остающихся в рас­поряжении бюджетной организации на 3 года, постоянно сокращается, а доля бюджетного изъятия экономии, напротив, возрастает. Дополнительная экономия, полученная от реализации мер по энергосбережению, делится по той же схеме, т. е. бюджетная организация получает возможность систе­матически использовать для своих нужд часть средств, сэкономленных за счет постоянной работы по энергосбережению.

Будем надеяться, что в экономические расчеты и инициативы правительства и общественных организаций позволят России прийти к грамотному использованию своих энергетических ресурсов.

Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: