На сегодняшний день отходы стали представлять собой настоящую проблему: объемы их образования с каждым годом растут, а вводимых мощностей по их переработке явно недостаточно.
Из всего объема производимых отходов промышленными методами перерабатывается 3–7%, остальное поступает на мусоросжигательные заводы или полигоны, а проще говоря, свалки.
Причем, более активно растет доля переработки промышленных отходов, в то время как для бытового мусора основной тенденцией является рост общей площади полигонов – под них ежегодно выделяются площади в 7–10 тыс. га.
В развитых странах ситуация кардинально отличается. Столкнувшись с дефицитом сырьевых ресурсов, европейцы (а также японцы и китайцы) стали переходить к использованию вторичного сырья, полученного из ТБО. Выяснилось, что обычный бытовой мусор содержит множество компонентов, которые можно возвращать в промышленный оборот.
По усредненным данным, качественный состав ТБО по массе выглядит следующим образом:
- пищевые/органические отходы — 40%,
- макулатура – 35%,
- стеклобой – 3%,
- полимеры – 6%,
- металлы – 4%,
- резина, кожа, текстиль – 1%,
- дерево – 2,
- прочие – 9%.
Россия сейчас находится в "точке старта" в решении проблемы управления отходами. Сегодня есть понимание, что следует законодательно установить ответственность производителя за утилизацию продукции производства и потребления. Требуется также экономическое стимулирование цивилизованного обращения с отходами. И, наконец, совершенствования требуют технологии эффективного сбора, сортировки и переработки мусора.
Экономическая заинтересованность в "отходном" бизнесе уже появилась: его рентабельность на настоящий момент весьма высока, в отельных случаях достигает 1000%.
- прессованные бутылки ПЭТФ стоят ~ 100 долл. за тонну
- дробленные чистые отходы ПЭТФ ~ 300 долл. за тонну
- гранулы ~ 1000 долл. за тонну
- нити для текстильной промышленности или ткань для дорожного строительства ~ 2500 долл. за тонну.
Почему же тогда на рынке не наблюдается значительного притока инвестиций? Во-первых, существуют административные барьеры. Сейчас деятельность по сбору отходов осуществляют, в основном, муниципальные компании; причем в 45% городов страны работает по одной компании, а в 39 % городов – по два-три предприятия. По причине отсутствия на рынке коммерческих игроков и реальной конкуренции в стране пока не существует раздельного сбора мусора, без которого становление серьезного бизнеса по переработке мусора невозможно.
Первая проблема порождает вторую – дефицит вторичного сырья.
Международный опыт показывает, что без активной поддержки государства бизнес по переработке отходов развиваться не может. Как справедливо отмечают некоторые специалисты, бытовой мусор станет прибыльным товаром только в том случае, если его переработка станет более выгодной, чем захоронение на полигонах. В нашей стране, богатой природными ресурсами, первичное сырье стоит дешево. Чтобы привлечь бизнес к переработке мусора, необходимы ощутимые налоговые послабления.
А это возможно лишь в том случае, если данной проблемой серьезно озаботятся на федеральном уровне.
Собственно говоря, Европа или Япония стали активно вкладываться в мусоропереработку не от хорошей жизни. О том, как дефицит первичного сырья стимулирует предпринимательскую инициативу, еще более красноречиво показывает пример современного Китая. Немногие знают о том, что китайцы целыми баржами завозят из-за рубежа (в основном, из Аляски и Канады) всевозможные отходы, на переработке которых китайские предприниматели сколотили миллионные состояния. Легкая промышленность Поднебесной, завалившая дешевым ширпотребом многие прилавки мира, вовсю использует вторичное сырье, полученное из бытового мусора.
В российской практике сегодня появляются примеры положительного участия региональных администраций в создании коммерчески выгодной переработки бытовых отходов. Например, в Тюмени, создается центр по управлению отходами и мусоросортировочная станция, а после этого планируется открытие мусороперерабатывающего завода. В Томске проводится работа по созданию регламента по обращению с твердыми бытовыми отходами. Аналогичные правила утвердил в Новокузнецке муниципальный комитет охраны окружающей среды. В Новосибирске уже несколько лет назад было запланировано строительство пяти мусороперерабатывающих заводов. Главным инициатором выступила городская администрация. Итогом усилий городской администрации стал запуск в эксплуатацию (в октябре 2006 года) мусороперерабатывающего завода № 2 в Кировском районе. Он создан как закрытое акционерное общество при совместном участии муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» и двух частных компаний. На заводе установлена шведская линия по сортировке твердых бытовых отходов. Приблизительный объем переработки — 150 тыс. тонн ТБО в год.
Примеры успешных реализаций, конечно, не говорят о развитии отрасли в целом. Но ярко демонстрируют, что в России наконец появилось осознание того, что мусор — это не только проблема, но и перспективный бизнес.