Управление отходами: российский и московский подход

18.11.2007
Управление отходами: российский и московский подход

Московские власти продолжают сжигать бытовой мусор, в то время, как в регионах предпочтение отдается сортировке и переработке.

Проблема утилизации бытовых и промышленных отходов постепенно приобретает актуальность и в России.

Интерес к этому вопросу объясняется двумя факторами:

Во-первых, это ухудшение экологической ситуации, складывающейся в российских мегаполисах, и переполненность городских и загородных свалок и полигонов.

Во-вторых, осознание промышленными предприятиями экономической выгоды от самостоятельной переработки различных видов отходов и использования вторсырья.

Помимо размещения на полигонах, существуют два принципиально отличающихся друг от друга подхода к утилизации мусора: сжигание и переработка. Сегодня в России проблема утилизации начинает решаться на качественно новом уровне: приоритет отдается именно полноценному использованию вторресурсов, получаемых на мусороперерабатывающих заводах. Если по состоянию на 2003 году в стране было построено всего 4 мусоперерабатывающих завода и 11 мусоросжигательных (данные Минпромэнерго России), то сегодня проектов по строительству перерабатывающих заводов насчитывается более двух десятков.

Основное внимание инвесторы уделяют мегаполисам. В данный момент разрабатываются проекты, или уже строятся заводы в следующих городах:

Санкт-Петербург – дополнительно два мусоперерабатывающих завода (два функционирующих).
Новосибирск – дополнительно четыре завода (один функционирующий).
Казань – два мусороперерабатывающих завода общей мощностью 400 тыс. тонн бытовых отходов.
Екатеринбург – четыре мусороперерабатывающих завода.
Красноярск – три мусороперерабатывающих завода.

В августе 2007 года было подписано соглашение о строительстве мусороперерабатывающего завода в Туапсе. Проектная мощность составит 100 тыс. тонн отходов в год, а инвестиции оцениваются в 45 млн. долл. В Краснодарском крае планируется построить еще ряд мусороперерабатывающих заводов к сочинской Олимпиаде 2014 года.

Интерес к строительству заводов в России проявляют и иностранные инвесторы. Например, в разработке находятся проекты строительства мусороперерабатывающих заводов по новейшим японским технологиям в Тюмени и Брянске. По сообщению представителей компаний-инвесторов, новые заводы являются абсолютно экологичными. В Японии они располагаются в жилой зоне, а за счет тепла, вырабатываемого в процессе сжиганию мусора по плазменной технологии, могут функционировать располагающийся на верхнем этаже завода аквапарк или футбольное поле с искусственным подогревом. Уникальность технологии заключается в том, что образующаяся зола представляет собой на выходе твердый материал, который используется в Японии в дорожном строительстве, а также для возведения искусственной суши.

Стоимость тюменского инвестиционного проекта оценивается в 70 млн. долл. при мощности завода в 250 тыс. тонн отходов в год.

Для местных властей основная привлекательность иностранных проектов заключается в том, что на их реализацию совершенно не требуется инвестиций из бюджета. Вместе с тем, инвесторы уверены, что они смогут быстро окупить свои вложения благодаря производству вторсырья (ожидается, что уровень переработки достигнет 80%) и конечных изделий: стройматериалов и пластмассовых труб.

По оценке одного из ведущих поставщиков оборудования для подобного рода заводов, компании "Механобр-техника", которая, кстати, осуществляет проектирование и поставку оборудования на туапсинский мусороперерабатывающий завод, в России капитальные вложения в расчете на 1 тонну годовой переработки ТБО и ТПО составляют порядка 250 долл. Цены ниже среднего европейского уровня в 3 раза. Крупные проекты являются практически безотходными, а эксплуатационные расходы не превышают 10 долл./т. Для окупаемости завода в 10-летний срок тариф за переработку должен составлять около 50 долл./т. Нетрудно подсчитать, что это почти в 10 раз ниже текущих расценок на переработку полимерных отходов.

Интересно, что столичные власти идут по совершенно иному пути: в Москве традиционно преобладает технология сжигания мусора, и в будущем планируется эксплуатация только новых мусоросжигательных заводов.

Проблема утилизации отходов в столице становится все более критической. Ежегодно в Москве образуется более 20 млн. тонн отходов, из которых порядка 4.5-5 млн. тонн – это ТБО и строительные отходы; еще 3 млн. тонн – промышленные отходы. По оценке Российского Зеленого Креста (РЗК), более 80% отходов не подвергаются никакой обработке и вывозятся на полигоны в Московскую область. Еще 20% подвергаются сжиганию. Между тем, Правительство Московской области давно перестало выделять новые площади под столичные полигоны, поэтому свалки образуются в не предназначенных для этого местах, и свалки постепенно приближаются к столице.

Ежегодный экономический ущерб от деятельности московских мусоросжигающих заводов оценивается в 15 млн. долл., в то время, как при переработке отходов, по оценке РЗК, они могли бы приносить до 30 млн. долл. прибыли. Эта цифра кажется заниженной, поскольку только ежегодный объем выбрасываемых ПЭТ-бутылок (пластиковые бутылки для напитков) оценивается в более чем 50 тыс. тонн или 20-30 млн. долл. (при условии переработки всего объема образующихся отходов).

Помимо экономической составляющей, мусоросжигательные заводы в Москве наносят ущерб и без того неблагополучной экологии столицы. Даже по оценке официальных властей, выбросы трех московских заводов превышают все допустимые экологические нормы; Гринпис свидетельствует об экологических проблемах на всех мусоросжигающих участках.

Основное техническое препятствие в строительстве мусороперерабатывающих заводов связано с сортировкой ТБО и ТПО. Наиболее эффективное решение проблемы – вовлечение населения в селективный сбор мусора. Эксперимент в Санкт-Петербурге показал, что 20% населения без всяких сообщений и напоминаний начали перебирать собственные бытовые отходы. По результатам опросов в Москве, идею раздельного сбора готовы поддержать 70% жителей.

Правительство Москвы уже предпринимало меры по повышению культуры сбора мусора. С этой целью были установлены специальные контейнеры для ТБО. Однако они оказались неудобными, их было закуплено немного (3-4 тыс. контейнеров вместо требуемых 30-40 тыс. по европейским нормам), многие из них сегодня пребывают в сильно изношенном состоянии. Отсюда и скромные результаты проекта: по итогам 2006 года объемы собранных отходов производства и потребления составили 50-60 тыс. тонн или менее 1% от общего объема ТБО, промышленных и строительных отходов.

Другой вариант решения проблемы селективного сбора – строительство специальных сортировочных линий. Они могут функционировать отдельно, но наиболее оправдано их строительство в комплексе с перерабатывающими линиями, т.е., собственно, создание полноценного мусороперерабатывающего завода.

Существует и экономическое препятствие, на которое часто ссылаются власти – это высокая стоимость строительства мусороперерабатывающих заводов. Инвестиции в строительство заводов, действительно, велики. Так, по расчетам специалистов, для обеспечения нужд Москвы требуется 10-15 мусороперерабатывающих комплексов стоимостью 30-50 млн. долл. и площадью 2-3 га каждый. Таким образом, общая сумма инвестиций составит 300-750 млн. долл. Однако на строительство мусоросжигающих заводов в Москве было потрачено немногим меньше – 300 млн. долл. А между тем, мусороперерабатывающие заводы отличаются тем, что способны приносить прибыль за счет продажи вторсырья. Это еще без учета экологического фактора.

Таким образом, технические и экономические препятствия не могут считаться решающим. Главную причину эксперты и экологи видят в нежелании местных властей бороться со структурами, контролирующими полигоны и нечестными чиновниками, лоббирующими интересы этого бизнеса. По самым скромным подсчетам полигоны ежемесячно приносят своим владельцам несколько млн. долл.

По заявлению мэра Москвы Юрия Лужкова, к 2011 году планируется довести уровень сжигания отходов до 90%, однако пока непонятно за счет чего эти планы будут реализованы. Некоторые источники сообщают, что планируется закупка в Европе сразу нескольких мусоросжигательных заводов б/у; другие – свидетельствуют о планах строительства новых мощностей по сжиганию. В любом случае, уничтожение отходов не обосновано ни экономически, ни экологически, а опыт нового строительства в регионах способен доказать "жизнеспособность" переработки мусора над его уничтожением или захоронением.

Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: