Биоэтанол: обзор мирового и российского рынков.

17.08.2007
Биоэтанол: обзор мирового и российского рынков.

Биоэтанол – это жидкое спиртовое топливо, пары которого тяжелее воздуха.Эксперты полагают, что растительное топливо – единственная альтернатива нефти на ближайшие 30 – 50 лет, пока не будут найдены другие более эффективные и дешевые источники энергии (водородные либо иные).

Можно выделить следующие преимущества биоэтанола перед нефтью:
  • является экологически чистым продуктом, не загрязняет окружающую среду, а также при его сгорании отсутствует нагревание атмосферы (т.е. исключается возникновение парникового эффекта);
  • нефть — исчерпаемый, а биоэтанол - возобновляемый ресурс;
  • производство биоэтанола — безотходное;
  • растительным топливом можно замещать экологически вредные добавки в бензин, при этом добавление одной части этанола в бензин ведет к экономии трех частей нефти.

Сырье. Биоэтанол получают из различного зерна: пшеницы, кукурузы, сахарного тростника, сахарной свеклы, отходов целлюлозы, обычных опилок, стеблей пшеницы – из всего, где есть крахмал. Главный критерий выбора сырья для завода – его доступность и наличие для переработки круглый год.
Так как стоимость сырья составляет 70 – 80% себестоимости биоэтанола, площадку для завода надо располагать недалеко от источников сырья.
В таблице показан выход этанола и дополнительных продуктов с 1 тонны сырья.

сырье

Этанол (литров с тонны)

Дополнительные продукты (кг с тонны)

Углекислый газ (кг с тонны)

Пшеница

375

330

370

Рожь

357

390

350

Ячмень

330

430

320

Кукуруза

410

300

400


При планировании завода биоэтанола, следует учитывать, что продажа дополнительных продуктов производства (протеина, дрожжей,зерна, СО2) – важная составляющая для увеличения прибыльности завода, работающего на пшенице, ржи, ячмене.
Углекислого газа (СО2) образуется почти столько же по весу, сколько производится этанола, но продать его трудно (цена СО2 в США около $6 за тонну), поэтому компании строят заводы по переработке СО2 рядом с заводом биоэтанола и покупают СО2 по низкой цене.
Сейчас исследования направлены на получение биотоплива второго поколения. Если биотопливо первого поколения - это этанол, для производства которого используются сахарный тростник или рапс Европе. Для биотоплива второго поколения в качестве исходного сырья применяются древесина, растения и древесные отходы, хотя технологическая схема его производства допускает и использование угля и газа.

Использование биоэтанола. Существует несколько вариантов использования биоэтанола: он хорошо смешивается с соляркой, бензином и другим топливом.
Первичное добавление биоэтанола (10 – 30%) в топливо повышает качество топлива в 2.5 – 3 раза, уменьшает выброс вредных веществ в атмосферу до 70%.
Можно выделить следующие виды топлива, при производстве которого используется биоэтанол:
  • Производители американских автомобилей настоятельно рекомендуют использовать топливо Е-10, содержащее 10% биоэтанола. Существуют также марки Е-5 и Е–7 (содержание этанола в бензине 5% и 7% соответственно), при этом конструкцию двигателя можно не менять. Марки Е-5, Е-7, Е-10 используются в таких странах, как Дания, Австралия, Таиланд, однако Е-10 имеет более широкий спектр применения.
  • Е-15 содержит 15% этанола и 85% бензина – состав, при котором еще не требуется изменений в конструкции двигателя.
  • Е-20 (20% этанола, 80% бензина) - топливо требует изменения конструкции двигателя. Такие двигатели работают на смеси этанола с бензином с процентной долей этанола от 20 – 85%. Е-20 еще не нашел широкого применения в Австралии и Америке. В Америке его планируют пустить в продажу с 2013г.
  • 85% биоэтанола и 15% бензина (Е-85). На современном топливном рынке Е-85 становится наиболее популярным видом топлива. Уже произведено 10 млн. двигателей, работающих на любом соотношении биоэтанола и бензина.

В чистом виде использование биоэтанола в качестве топлива для автомобильных двигателей пока нецелесообразно по экономическим и техническим причинам, но есть исключения – в Бразилии и Аргентине автомобили эксплуатируются почти на чистом спирте (добавляется 4% воды). Однако у такого топлива есть недостаток: при температуре ниже +15 °C мотор не заводится. Но разработчики нашли выход из положения: они используют небольшую емкость бензина только для зажигания, а затем двигатель переходит на чистый этанол.
Ситуация за рубежом
Резкий рост цен на нефть в последние годы оживил биоэтанольный сектор Бразилии. Из общемирового производства топливного этанола 26,9 млн. тонн в 2005 году, на долю Бразилии приходится 12,9 млн. тонн (первое место). На втором месте находится США - 11,8 млн. тонн. Все остальные производители выпустили лишь 2,2 млн. тонн.
Законодательством Аргентины определено, что обязательная норма содержания биоэтанола в бензине и дизельном топливе в 2010г. должна быть не менее 5%. Также правительство Аргентины ввело налоговые льготы для национальных производителей и продавцов биотоплива.
В январе 2006г. Англия начала строительство завода по производству биоэтанола. Производимый на данном предприятии биоэтанол станет эффективной добавкой к моторным бензинам, что поможет решить проблему выполнения директивы ЕС об использовании к 2010г. 5% компонентов топлива на основе возобновляемого сырья во всех видах моторного топлива для автодорожных транспортных средств.
Правительство Франции представляет налоговые льготы при производстве биотоплива. В самое ближайшее время правительство планирует повысить содержание биоэтанола в топливе с 5 – 10%.
В июне 2006 г. в стране начался эксперимент по эксплуатации 7 машин, построенных компанией Ford, которые могут использовать разные типы топлива, а содержание биоэтанола в используемом горючем может достигать 85%. Эксперимент продлится 3 года.
Ожидается, что в Нидерландах к концу 2008г. начнет работу завод по производству биоэтанола. Его мощность составит 200 млн. литров в год. Для постройки завода необходимо 150 млн.€. Компания предполагает, что активное участие в финансировании проекта примет правительство, которое уже выделило 60 млн.€ на развитие в стране инновационных технологий производства биотоплива.
Германия и Австрия не имеют ограничений на производство биотоплива. Правительство Германии решило продлить действие закона, освобождающего биотопливо от налогов. В Австрии фермеры получают деньги за то, что выращивают энергетические культуры. В Испании принят декрет, обеспечивающий уменьшение акцизных сборов на производство биотоплива.
Италия производит биотопливо с 1991г. Страна имеет квоту 320 000тонн (2001г.). Кроме того, чем топливо больше содержит биокомпонентов, тем ниже на него акцизы.
Казахстан – первый производитель биоэтанола на территории СНГ. Один завод был запущен в августе 2006г. Мощностью 57 000 тонн биоэтанола в год, пшеницы требуется 220 000 тонн. Для обеспечения завода сырьем компания пробрела 200 000га земли. В ближайшее время компания планирует открыть еще 3 предприятия по производству биоэтанола в Казахстане.
Министр АПК Украины подписал приказ о выделении 15 млн. гривен на модернизацию трех спиртовых заводов. Это составляет 10% от суммы, необходимой для того, чтобы довести содержание этанола в бензине украинского производства до 2%. Оставшуюся часть средств аграрии планируют получить в следующем году.
Цена на биоэтанол составляет около $600 за тонну (для Европы). Сейчас доля биотоплива в США и Европе составляет 4 – 5%.
Но если говорить о Бразилии, то там биотопливо занимает уже примерно 30%. Стремительный рост доли биотоплива связан с высокой ценой на нефть. В Бразилии уже не пользуются спросом обычные машины, а покупаются только flexible fuel vehicles (FFV), автомобили, которые могут ездить на любой смеси этанола и бензина.
Во всех остальных странах эта область еще не разработана до конца, хотя в Америке примерно половина бензина продается с добавкой 10% биоэтанола.
Российский рынок биоэтанола. В России пока нет ни одного биотопливного производства, но планируется открыть крупное производство в Татарстане и несколько более мелких в ряде регионов (в Омске, Томске, Волгоградской, Липецкой, Пензенской, Ростовской и некоторых других областях). Сейчас уже начато строительство некоторых таких заводов.
ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артемова» предлагает комплекс услуг для предприятий по производству биоэтанола.
Сроки окупаемости производства должны составить, по оценкам специалистов, 4.5 – 7 лет, в зависимости от мощности заводов. Объем инвестиций в заводы мощностью 250 -1000 тонн составит €100 – 130млн. Строительство таких заводов займет от 1.5 – 2 лет. Планируется также строительство маломощных заводов 15000 тонн в год.
Эксперты прогнозируют наибольший спрос на биоэтанол за рубежом, где приняты законы об обязательных биодобавках в традиционное топливо, где на сегодняшний день действуют льготы на ввозимый биоэтанол, что позволит производству данного продукта в России стать экономически эффективным. Таким образом, первая стадия производства биоэтанола – это его экспорт на Запад, в Японию. Однако изменение акцизов сделает внутренний рынок гораздо более выгодным.
На сегодняшний день, биоэтанол рассматривается в системе налогообложения РФ не как компонент моторного топлива, а как спиртосодержащий продукт, облагаемый непомерно высоким акцизом, что делает производство этого вида топлива на внутреннем рынке не рентабельным. Отмена акциза на биоэтанол — первый шаг, необходимый для развития производства топливного биоэтанола в России.
Следующим этапом государственной поддержки может стать стимулирование производства бензина с улучшенными характеристиками, т.к. даже использование биоэтанола в смеси с обычным топливом, способствует улучшению экологических характеристик последнего. Если бы на государственном уровне было принято решение: 5% в составе моторного топлива должны занимать биоэтанол или биодизель отечественного производства, то с/х получило бы огромный заказ, который с лихвой бы компенсировал потери сельхозтоваропроизводителей от роста цен на нефтепродукты, и позволил бы гарантировано получать высокую прибыль.
В то же время можно выделить ряд недостатков, которые не будут способствовать развитию рынка биоэтанола в России:
  • повышение цен на зерно, кукурузу, в связи с возрастающим спросом на биотопливо, снижает рентабельность животноводства;
  • спирт расслаивается при низких температурах (что не вполне подходит для нашего северного климата);
  • высокие цены на зерно и возможная его нехватка;
  • необходимость обеспечения автозаправок установками для смешивания бензина и биоэтанола;
  • невысокий спрос на топливо с улучшенными характеристиками, что связано с неготовностью к его использованию российской автомобильной промышленностью;
  • технические недостатки биоэтанола - в нем в 1 литре содержится на 37% меньше энергии, чем в 1 литре бензина.


Все комментарии (8)
Комментировать
Джурат

В Узбекистане произростает хлопчатник в составе стебля которого находится целлюлоза,соответсвенно сырье для производства.У нас есть наработки по этому поводу,если есть заинтересованность пишите пожалуйста.

17.07.2009
10:46
Джурат

Ишем заинтересованных лиц для разработки техдокументации завода по производсту биоэтанола из стеблей хлопчатника.

17.07.2009
10:51
Таружд

Ишите!Иите!

03.11.2009
9:44
Николай Комаров

биоэтанол собираются производить и производят из зерна дефицит которого мировое хозяйство осщущает и без этанола - миллиард голодающих. Использование зерна на биоэтанол, т.е. спирт для технических целей уже привело к резкому снижению резервного фонда зерна в Западной Европе. Производство этанола из опилок, соломы и т.п., как утверждали в одном из обзоров в интернете, не рентабельно. Это совершенно неверно. Со второй половины 30-х годов прошлого векаСоветский союз разрабатывал, а затем внедрил производство экономически выгодного так называемого гидролизного спирта и некоторых других продуктов, например фурфурола, именно из этих продуктов: соломы, опилок, лузги подсолнечника и т.п. Кроме того, было организовано производство синтетического спирта из углеводородов, в том чимсле и биогаза. Таким образом, проблема получения этилового спирта из возобновляемой продукции, и даже из отходов, утилизация которых требует дополнительных затрат, и является иновационной для современного мирового хозяйства, не является таковой для РФ, так как на ее территории она была решена в прошлом веке в промышленном масштабе.

15.07.2010
13:55
Николай Комаров

А проблема производства биоэтанола из зерна вообще не проблема. Если хотите производить биоэтанол, отключите на своем спирт заводе несколько ректификационных колонок и у вас вместо пишевого спирта пойдет спирт для технических целей

15.07.2010
14:00
Ибрагим

Джурат, это интересно напишите мне helpruslan@mail.ru

05.04.2011
10:42
aeroman

Производство биоэтанола относительно недешёвое удовольствие, да и немногие автолюбители готовы перейти на данный вид топлива только ввиду экологических причин. Поэтому за биоэтанолом, конечно же, будущее, однако, наступит оно, возможно, не через одно десятилетие. Источник - www.himzakaz.net

20.04.2016
12:25
Gilani

Есть выход на производителей в Казахстане. Куда можно определить это добро по хорошей цене, в России?

10.07.2017
1:26
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: