Законопроектом вводится в российское правовое поле новая понятийная база, которая потребуется для углеродного регулирования. Начиная с терминов парникового газа, их выбросов и поглощения, климатических проектов, углеродных единиц и заканчивая углеродным следом.
Кроме того, в России будет впервые начат государственный учет выбросов парниковых газов. Крупные предприятия промышленности, ТЭК и другие отрасли будут ежегодно предоставлять отчетность о выбросах углерода в уполномоченный госорган, который позже определит Правительство.
Внедрять углеродную отчетность Минэкономразвития предполагает в два этапа: сначала данные будут предоставлять крупные компании, кто выбрасывает более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год. А после 2024 года – те, кто превышает отметку в 50 тыс. тонн.
При этом, ответственность за несвоевременную подачу отчетов или недостоверную информацию будет внесена поправками в КоАП позже. На данном этапе верификация отчетов не требуется и будет происходить путем межведомственного взаимодействия в электронном виде.
«Мы стартуем с «мягкого» регулирования, на данном этапе только углеродная отчетность и формирование инфраструктуры для добровольных климатических проектов. Законопроект не предполагает введение каких бы то ни было сборов или налогов», — заявил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов.
Выступая содокладчиком, председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отметил, что законопроект подготовлен в рамках исполнения взятых на себя обязательств в рамках Парижского соглашения. Кроме этого, целью законопроекта Бурматов отметил защиту российского бизнеса от возможного введения трансграничного углеродного налога.
В ведомстве отмечают, что раскрытие информации поможет понять, какие способы сокращения выбросов с учетом отраслевой специфики наиболее результативные. А для самих предприятий – это реальная возможность привлекать инвестиции в климатические проекты по модернизации производства или поглощения выбросов.
Важно, что спрос на такие проекты со стороны бизнеса уже есть. Компания может повысить энерго или ресурсо-эффективность, либо увеличить поглощение парниковых газов. Все, что «сокращено» или «поглощено» — и есть «углеродные единицы». Информация о них будет внесена в специальный реестр, в котором будут проводиться все операции с углеродными единицами. Их можно будет передать, то есть продать, или зачесть и снизить углеродный след продукции.
Отвечая на вопросы депутатов о зеленых проектах Илья Торосов отметил, что уже бизнес создает карбоновые полигоны за свой счет, в частности в Калужской области. «Как только мы примем закон и все подзаконные нормативные акты мы сможем заниматься развитием проектов. Мы рассчитываем уже в этом году начать продвигать такие проекты», — отметил он.
Вопросы климата – одно из из приоритетных направлений работы Правительства. Меры по ограничению выбросов парниковых газов охватывают разные отрасли экономики. Они особенно значимы с учетом территориальных масштабов России и разных климатических условий. Чтобы нивелировать риски, которые несет в себе изменение климата, Правительство провело большую работу. Принят Указ Президента – к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов уровнем до 70% от значений 1990 года с учетом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов. Также разрабатывается Стратегия низкоуглеродного развития до 2050 года. Реализуется национальный план адаптации до 2022 года.
Законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов» является базовым во всем климатическом треке. Он подготовлен на основании поручений Президента и Правительства и является частью собственной климатической повестки России.