До 26 сентября этого года регионы России обязаны законодательно решить, как избавляться от мусора, и утвердить документ в виде так называемой территориальной схемы обращения с ТБО. Разработку проекта ведет сейчас Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Об этом сообщила «Татар-информ» заведующая сектором взаимодействия со СМИ Минстроя РТ Гульназ Минниханова.
Территориальная схема в стадии разработки, потому что пока у нас нет ясности по количеству региональных операторов (компаний, ответственных за вывоз и утилизацию мусора – прим. автора). Что будет с мусором, тоже пока не можем прокомментировать в связи с этим. Но как будет документ готов, мы вынесем его на обсуждение на официальном сайте министерства», – сказала Гульназ Минниханова.
Пока решение мусорной проблемы на стадии рассмотрения, Гринпис уже составил рейтинг регионов России по эффективности и экологичности избавления от мусора. По результатам исследования «зеленых» среди всех субъектов РФ, Татарстан оказался ниже нулевой отметки.
Как показал опрос руководителей регионов, проведенный защитниками природы, в Татарстане, Марий Эл и Красноярском крае намерены сжигать мусор. А при сжигании отходов образуются вредные вещества, способные вызывать онкологические заболевания и бесплодие.
После сжигания отходов остается токсичная зола, которую тоже еще нужно специальным образом утилизировать. Накануне проведения Олимпиады в Сочи при решении вопроса мусора было доказано на объектах, которые уже функционируют в нашей стране, что сжигание увеличивает токсичность отходов с 4 класса до 2–3, то есть они становятся в 2 раза опаснее для жизни», – пояснил «Татар-информ» руководитель проектов «Токсическая программа Greenpeace Россия» Алексей Киселев.
Он отметил, что Минэконом развития России рекомендовал Татарстану раздельный сбор и последующую переработку для получения вторичного сырья. Однако в настоящее время ведутся активные обсуждения совместного со швейцарской компанией проекта мусоросжигательного предприятия недалеко от Казани. Проект намерена реализовать компания «РТ-инвест», уходящая корнями в «Ростех».
При этом «РТ-инвест» заверяет, что такой способ утилизации мусора, наоборот, представляет собой «зеленые технологии» и в то же время создает условия для выгодного бизнеса экопроизводств.
Если проект будет решено воплощать в жизнь, под это будут выбиты серьезные федеральные субсидии. Это обойдется дорого во всех смысла жителям Татарстана в том числе – будут увеличены экологические сборы под его строительство. Кроме того «РТ-инвест» имеет в планах выступать на оптовом рынке электроэнергии – это может повысить тарифы на сбор мусора для населения», – рассказал Алексей Киселев.
На официальном сайте компании сообщается, что утилизация по такой схеме является «инновацией в области переработки и обеззараживания твердых коммунальных отходов».
Строительство завода по термической переработке твердых коммунальных отходов (ТКО) в РТ станет составной частью региональной комплексной системы обращения с ТКО наряду с внедрением практики раздельного сбора и развитием перерабатывающих мощностей. Международный опыт показывает, что достичь цели нулевого захоронения отходов возможно только с применением всего спектра доступных технологий переработки: механической, термической и биологической. Проект не противоречит и не препятствует цели вовлечения отходов во вторичный оборот, при этом позволяет прекратить захоронение только той массы отходов, которые не подлежат вторичной переработке», – сказала «Татар-информ» руководитель аппарата генерального директора ООО «РТ-Инвест» Екатерина Мальцева.
По ее словам, основная цель территориальной схемы – к 2021 году сократить объем полигонного захоронения ТКО на территории РТ. Для этого необходимо комплексное применение всех основных методов обращения с мусором, включая переработку во вторичное сырье, компостирование и термическую переработку.
Переработка во вторичное сырье плюс термическая переработка – это общепринятая практика в столицах мира и в других крупных городах. Она уже снизила до нулевого уровня захоронения отходов в Цюрихе, Стокгольме, Токио и других городах», – аргументировала Екатерина Мальцева.
Ранее СМИ сообщали, что остатки после сжигания отходов компания намерена включать в качестве «ингредиента в рецепт» при асфальтировании дорог. Собеседница подтвердила эту информацию «Татар-информ».
После сжигания отходов образуются шлак и котельная зола (3,5%). Шлак после извлечения черного металла, действительно, будет использован в дорожном строительстве вместо гравия. Остальной шлак возможно использовать на нужды самих полигонов, для строительства временных дорог и послойной пересыпки ТКО при их размещении на картах полигона. Зола, выделенная в высокотемпературной зоне котла-утилизатора из-за пониженного содержания тяжелых металлов менее опасна, чем летучая зола из конвективного газохода – она относится к IV классу опасности. Для обезвреживания токсичной летучей золы существует 3 метода обезвреживания», – пояснила руководитель аппарата генерального директора ООО «РТ-Инвест».
По заверениям председателя Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Государственного Совета РТ Тахира Хадеева, на мусоросжигательном заводе будет применяться технология термического разложения твердых коммунальных отходов в котлах, которая, несмотря на образующиеся пепел, шлаки и летучие газы, снизит объем захорониваемых отходов примерно в 10 раз. Кроме того, руководство республики действительно рассчитывает получать от процесса сжигания дополнительную энергию для производства электричества и теплоснабжения.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, ставятся задачи сократить образование отходов и стимулировать их вторичное использование, внедрить новые эффективные технологии производства электрической и тепловой энергий, сопряженные с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств. То есть обезвреживание отходов, в том числе термическое, входит в перечень приоритетов государственной политики в области обращения с отходами, в то время как их размещение (хранение – прим. ТИ) не входит в их число», – пояснил Тахир Хадеев.
В обсуждении и согласовании территориальной схемы утилизации ТБО принимает участие и Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, но лишь на правах консультативного органа.
Казань хорошо продемонстрировала себя как цивилизованный город. У вас существует инициатива по раздельному сбору мусора и жители ее поддерживают, почему сейчас решили не развивать то, что есть, а строить мусоросжигающий завод – непонятно», – отмечает Алексей Киселев. По его словам, в настоящий момент ни одно из федеральных министерств и ведомств не поддерживает решение Татарстана строить мусоросжигающий завод. А без федеральных субсидий самостоятельно республика такой проект не потянет.
Однако Комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Государственного Совета РТ считает, рейтинг Гринпис характеризует лишь вполне закономерный разброс мнений по данному вопросу, как и по любой другой глобальной проблеме общества.
Отношение к экологической политике регионов и ее оценка могут формироваться различными организациями, исходя из их представлений об экологической политике и критериев ее оценки. Разброс мнений при этом может быть весьма широким», – высказался председатель комитета Тахир Хадеев.