Уже сегодня биотопливо используется во многих пассажирских вагонах вместо каменного угля и дров в специальных котлах, предназначенных для отопления пассажирских вагонов. Вместе с тем доля пассажирских вагонов с пеллетным отоплением пока еще невысока.
Пеллеты – экологически чистое топливо, хотя его теплотворная способность немного меньше, чем у каменного угля. Мало кому известно, что индекс токсичности воздуха в вагонах с угольным отоплением в 3–4 раза превышает предельно допустимый уровень для человеческого организма. В то же время, тот же показатель для пеллетного отопления – в 20 (!) раз ниже предельно допустимого уровня. Однако как визуальная, так и экологическая чистота биотоплива является его неоспоримым преимуществом при использовании в пассажирских вагонах.
Пеллеты используются на российской железной дороге уже несколько лет. Вагоны, где вместо угля применяют биотопливо, курсируют по различным направлениям. Хотя преимущественно в европейской части России. Это связано с тем, что здесь легче закупить нужные объемы биотоплива, чем в Сибири. Несмотря на богатые лесные земли, лесная промышленность развита хуже за Уралом, нежели до Урала.
Наибольшее количество вагонов с пеллетным отоплением сейчас эксплуатируется в Северном и Московском филиалах ОАО «Федеральная пассажирская компания».
По словам инженеров, эксплуатирующих данный подвижной состав, из-за того, что коэффициент полезного действия пеллетных котлов почти в 2 раза выше, чем у традиционных угольных котлов, то, несмотря на меньшую теплотворную способность пеллет, стоимость отопления на гранулах всего на 9–11% выше, чем отопления на угле.
Кроме пеллет, на железной дороге используются и брикеты. Топливные брикеты для титанов-кипятильников централизованно поставляются уже 4 года во все филиалы железной дороги, и проводники очень довольны работой с ними.