Водородные технологии в США: бюджет 2010 г.

21.12.2009
Водородные технологии в США: бюджет 2010 г.

О планируемых расходах федерального бюджета США в 2010 г. на разработки технологий водородной энергетики

В мае 2009 г. опубликованы предложения Министерства энергетики США (DOE) к бюджету 2010 г. Краткое резюме предложений DOE приведено ниже.

1. По программе DOE «Энергетическая эффективность и возобновляемая энергия» раздел «Технологии топливных элементов» в 2010 г. трансформируется и концентрируется в направлении создания технологий для стационарных систем энергообеспечения на основе топливных элементов. Бюджетное финансирование со стороны DOE работ по электромобилям с топливными элементами сокращается в связи с успешным завершением фундаментальных и прикладных НИОКР и переходом этого направления к стадии коммерциализации, на которой основные расходы на разработки осуществляются в основном частным капиталом. В 2010 г. по разделу «Технологии топливных элементов» указанной программы планируются бюджетные расходы 63,213 млн. долл. + 5 млн. долл. на системный анализ, т.е. в сумме 68,213 млн. долл. (на ~ 100 млн. меньше, чем в 2009 г.).

2. По программе «Fossil Energy» в 2010 г. возрастает бюджетное финансирование разработок водородных турбин (с 28 млн. долл. в 2009 г. до 31 млн. долл. в 2010 г.) и в несколько меньшем объеме продолжается финансирование разработок технологии производства водорода из угля (25 млн. долл. в 2009 г., 15 млн. долл. в 2010 г.) и создания твердооксидных топливных элементов мегаваттного класса мощности стоимостью ~ 400 долл./кВт (58 млн. долл. в 2009 г. и 54 млн. долл. в 2010 г.), т.е. в целом по программе на 2010 г. планируется 100 млн. долл.

3. По программе фундаментальных научных исследований бюджетное финансирование DOE на 2010 г. сохраняется на уровне 2009 г. – 36,509 млн. долл.

4. Бюджетное финансирование разработок водородных автомобилей с ТЭ Министерством транспорта США продолжается на уровне 2009 г. и составит в 2010 г. 1,8 млн. долл..

Таким образом, в целом по направлению «Технологии водородной энергетики» в проекте бюджета 2010 г. первоначально запланировано 201,522 млн. долл., что примерно на 111 млн. долл. меньше, чем в 2009 г., в основном за счет сокращения бюджетного финансирования разработок автомобилей с ТЭ. Это предложение вызвало активное обсуждение в сенате США и протесты со стороны Национальной ассоциации водородной энергетики (NHA), в результате которых ожидается дополнительное целевое увеличение бюджета DOE для продолжения финансирования работ по водородному автотранспорту и инфраструктуре как минимум на 40 млн. долл. (требование NHA – дополнительное выделение 132 млн. долл.).

По последним сообщениям руководства NHA соответствующие поправки внесены в проект бюджета 2010 г., т.е. в итоге бюджетное финансирование работ в области водородной энергетики в США в 2010 г., по-видимому, не уменьшается, а возрастает. Подчеркнем, что исходные предложения о сокращении бюджетного финансирования работ по водородному автотранспорту мотивировались их успешным развитием в предыдущие годы и выходом на стадию коммерциализации. При этом одновременно планируется увеличение финансирования конкурирующих технологий экологически чистого транспорта, требующих меньших затрат на создание инфраструктуры.

Основная особенность нового этапа развития НИОКР по водородным технологиям в США – концентрация средств на создании стационарных водородных энергоустановок как на основе ТЭ различных типов (щелочных, твердополимерных, высокотемпературных), так и энергоустановок с водородными турбинами мегаваттного класса мощностей. Отметим, что эти направления являлись приоритетными и в российской программе НИОКР по критической технологии «Технологии водородной энергетики» в 2007-2009 гг.

Источник: Национальная Ассоциация Водородной энергетики
Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: