Япония поддерживает работы в области водородной энергетики с начала 80-х годов. В 1993 году она провозгласила свою крупную национальную программу в области водородной энергетики (World Energy Network — WE-NET), которая осуществлялась вплоть до 2002 года. В рамках этой программы был выполнен ряд краткосрочных и долгосрочных проектов в области отработки технологии производства, хранения, транспортировки и использования водорода, а также разработаны три типа заправочных станций.
В 2003 году началась реализация нового национального водородного проекта, в задачи которого входит, в частности, отработка вопросов безопасности применения водородных технологий, подготовка к коммерциализации транспортных средств на основе водородных топливных элементов и формирование необходимой для этого в краткосрочной перспективе инфраструктуры. В рамках программы выработаны ориентиры развития водородной энергетики в Японии
Год |
Кол-во транспортных средств на водороде |
Генерируемая мощность стационарных установок на топливных элементах |
Время работы топливных элементов |
2005–2010 |
50 000 |
2 100 |
Для стационарных приложений – более 4000 часов. Для транспортных приложений – более 5000 часов |
2010–2020 |
5 000 000 |
10 000 |
В 2002 году началось осуществление проекта по демонстрации и испытанию транспортных средств и стационарных приложений на основе топливных элементов. Среди участников проекта — крупнейшие японские и иностранные автомобильные производители «Тойота», «Хонда», «Ниссан», «Дженерал моторс» и «Даймлер Крайслер». В 2003 году к проекту присоединились «Митсубиши мотор» и «Судзуки».
В апреле 2006 года начались испытания
первого поезда на водородных топливных
элементах.
NE-train является проектом компании East
Japan Railway, которая работает над ним в сотрудничестве с рядом промышленных
гигантов. Собственно, проект не нов.
Ранее East Japan Railway уже выводила на рельсы
вагон с точно таким же именем —
NE-train. Но тогда это был дизель-электрический
гибрид, способный двигаться как с включенным дизель-генератором, так и на одних аккумуляторах.
Новый NE-train — это вагон для пригородных линий, электромоторы которого питаются от двух 65-киловаттных водородных топливных элементов. Они, в свою очередь, соединены с водородными баллонами. При торможении энергия поезда частично возвращается в аккумуляторные батареи, позволяя дольше двигаться на одной заправке.
Таким образом, получается, что конструкция NE-train принципиально не изменилась: инженеры просто удалили из него дизель и заменили двигатель внутреннего сгорания на топливные элементы, а место баков для солярки заняли баллоны с водородом.
После презентации водородный NE-train должен был в течение года проходить испытания, а в середине этого года начать перевозить пассажиров. Однако пуск в эксплуатацию поезда затягивается, East Japan Railway ситуацию никак не комментирует.