Второй по величине в мире производитель ветрогенераторов Goldwind Science and Technology Co. собирается построить в России завод по производству ветроэлектрических установок. Об этом рассказала менеджер по проектам Центра по обеспечению каналов поставок Goldwind Крисси Ки. По ее словам, у китайской компании уже разработан бизнес-план, и этим летом группа начала активные поиски российского партнера для намеченного проекта.
Об интересе к российскому рынку заявили и в других китайских компаниях, занимающихся энергетикой, — Dongfang Electric Corporation (DEC) и Xian Electric Engineering. Представители производителя энергогенерирующих установок DEC (принадлежит государству) сообщили, что компания ищет возможности вложения в альтернативные энергетические технологии, в частности, ветроэнергетические установки, за пределами страны, а Россия для нее — один из основных перспективных партнеров. По словам пресс-секретаря Dongfang Electric Corporation Ви Чжина, в мае DEC пригласила посетить свой завод главу «РАО Энергетические системы Востока» Сергея Толстогузова. Как пояснили в пресс-службе «РАО ЭС Востока» (дочерняя компания «РусГидро»), китайцы могут вложиться как в солнечные электростанции в Якутии, так и в проекты по тепловой генерации. Пока обязывающих документов не подписано, но в российскомй компании отметили, что «РАО ЭС Востока» готова инвестировать в совместные с китайской стороной проекты 78 млрд рублей.
Аналогичную заинтересованность проявили в китайской Xian Electric Engineering Co. Представитель Xian Ли Юнсу сказала, компания намерена вкладывать в российские проекты по энергетике (ветряную, солнечную энергетику, традиционные ТЭЦ, строительство линий электропередач) от нескольких миллионов до $100 млн.
Наиболее предметные планы, по всей видимости, у Goldwind (госкомпания; основатель и главный исполнительный директор — Ву Ган), которая активно развивается в том числе благодаря обильному кредитованию со стороны китайских госбанков.
По словам Ки, первые встречи стартовали в начале лета. При этом, точно обозначить, с кем были проведены встречи, в компании отказались.
Goldwind ведет переговоры с одной из крупнейших энергоинжиниринговых компаний — «Группой Е4». Представитель «Е4» Елена Гурьянова подтвердила, что встреча с представителями Goldwind действительно имела место этим летом.
При этом размеры вложений и объемы планируемого производства в Goldwind пока огласить не готовы. Мощность одной выпускаемой установки будет составлять от 1 МВт энергии.
Потребность в таком заводе в России действительно существует, но устанавливать ветряки будет продуктивно только лишь на Дальнем Востоке и в Якутии, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его мнению, там ветряные турбины станут отличной альтернативой дизельной генерации, в то время как в остальной части страны есть избыток электроэнергии.
По мнению господина Пикина, активизация китайцев напрямую объясняется недавно инициированным «Советом рынка» снижением требуемого уровня локализации для «зеленых» проектов с 65% до 36–49% в 2016–2018 годах. Причиной для снижения планки стало отсутствие крупных отечественных производителей оборудования для ветряных установок — большую часть оборудования и технологий им так или иначе требуется завозить из-за границы. При этом, в Европе, наоборот, увеличили ввозные пошлины на китайскую «солнечную» продукцию до 65%. На этот шаг ЕС вынудило пойти закрытие в июне прошлого года производства солнечных батарей немецким концерном Siemens, объясняет Пикин. Ранее аналогичное решение приняла Bosch. Причиной тому, как считают европейские эксперты, послужила демпинговая политика КНР.
На свой российский завод Goldwind экспортирует из Китая лишь высокотехнологичное оборудование для своих турбин — значительную часть комплектующих, а это лопасти и сами башни, компания будет производить в России, считает исполнительный директор Российской ветроэнергетической ассоциации Максим Гридасов. По его данным, Goldwind является крупнейшей в Китае и второй в мире компанией по производству ветроэлектрических установок, общая мощность уже установленных ею турбин во всем мире оценивается в 19 гигаватт. По данным за 2013 год, компания занимает порядка 10,2% от всего рынка ветряных турбин мира. Крупнее ее лишь датская Vestas (13,2%), причем годом ранее Goldwind занимала лишь 6%. Но судя по темпам развития компании и низкой цены на свою продукцию, вскоре она может выйти на первое место, прогнозирует Гридасов.
При этом строительство завода на Дальнем Востоке не представляется для него хорошей идеей. По его мнению, логичнее было бы ставить завод в Южном федеральном округе — именно там реализуется большинство подобных проектов.
Пока же в России нет крупных производителей ветряков, говорит собеседник, энергией ветра энергетикой в России занимаются лишь небольшие компании, импортирующие часть деталей из-за рубежа. Единственной компанией, заявляющей о планах на свое производство в России, он называет ООО «Русский ветер» (закупает технологии и комплектующие у американской AMSC, принадлежит Евгению Николаеву). Как считает генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский, причиной этому служит отсутствие четкой поддержки государства и высокая стоимость содержания таких ветрогенераторов — выработать 1 кВт мощности от такой турбины будет в 4–5 раз дороже, чем от обычной ТЭЦ.
Единственные проекты по развитии ветроэлектрических установок, как отмечает Листовский, были организованы при непосредственном участии государства. Так, госкомпания «РусГидро» через свою «дочку», «РАО ЭС Востока», помимо программы по солнечным генераторам, сегодня строит гибридные ветродизельные комплексы на Камчатке и Сахалине. Дальше компания пойдет на Крайний Север, отмечает представитель «РусГидро» Борис Зверев. Правда, при создании комплексов пока используется импортное оборудование китайских, французских и японских производителей.
Ранее «зеленой» энергетикой занялась группа «Ренова» Виктора Вексельберга. В 2009 году «Ренова» и «Роснано» вложились в совместный проект — строительство в Чувашии завода по производству солнечных модулей на базе технологии «тонких пленок» компании Oerlicon (акционером которой является «Ренова»). Проектной компанией выступило ООО «Хевел», 49% в уставном капитале которого принадлежит «Роснано», а 51% — группе «Ренова».