Попытки создать электромобиль в нашей стране предпринимаются уже давно. Еще во второй половине XIX века Павел Николаевич Яблочков (1847–1894) занимался разработкой электродвигателя для экипажа. А изобретатель Ипполит Владимирович Романов спроектировал целых четыре модели: двухместный и четырехместный электромобили и два омнибуса (на 17 и 24 места). Двухместный кэб и 17-местный омнибус были построены. Максимальная скорость такого электромобиля составляла около 37 км/ч.
Двухместный электромобиль Романова
Попытки создать электромобиль в
нашей стране предпринимаются уже давно.
Еще во второй половине XIX века Павел
Николаевич Яблочков (1847–1894) занимался
разработкой электродвигателя для
экипажа. А изобретатель Ипполит
Владимирович Романов спроектировал
целых четыре модели: двухместный и
четырехместный электромобили и два
омнибуса (на 17 и 24 места). Двухместный
кэб и 17-местный омнибус были построены.
Максимальная скорость такого электромобиля
составляла около 37 км/ч.
Омнибус Романова
После начала Первой мировой войны
России стало не до технических
экспериментов. Первый русский
электромобиль был построен уже в
советское время, в 1935 году, на базе
автомобиля ГАЗ-А. Примерно в этот же
период был создан работающий на
электричестве мусоровоз на базе шасси
ЗИС-5. На базе троллейбуса СВАРЗ-ЛК
построили первый советский электробус,
который мог перевозить до 80 человек.
В 1948 году Научный автомоторный
институт создал две модели грузовых
электромобилей: НАМИ-750 и НАМИ-751 с
грузоподъемностью 0,5 т и 1,5 т соответственно.
Несколько опытных образцов использовались
для перевозки почты в Москве.
В 70-е в СССР проводилось множество
экспериментов по созданию
конкурентоспособного электромобиля.
В них принимали участие НИИ автомобильного
транспорта (НИИАТ), Всесоюзный НИИ
электромеханики (ВНИИЭМ), Всесоюзный
НИИ электротранспорта (ВНИИЭТ),
автомобильные заводы ВАЗ, ЕрАЗ, РАФ,
УАЗ.
ВАЗ-1801
В 70-ых Волжский автозавод разрабатывал
такие модели электромобилей, как
ВАЗ-1801, ВАЗ-2301, ВАЗ-2313, собирался перевести
на электричество ВАЗ-2102. В 1980 году был
построен образец грузового ВАЗ-2802.
Дизайнером модели выступил Александр
Дегтярёв. Вес машины достигал 1140 кг.
После изготовления нескольких образцов
выяснилось несовершенство конструкции:
передний мост оказался перегружен.
ВАЗ-2802
ВАЗ-2102Э
С 1982 года ВАЗ работал над моделью
ВАЗ-2702, дизайнером которой был Геннадий
Грабор. Электромобиль оснащался
120-вольтовыми аккумуляторными батареями,
расположенными в средней части машины
в специальных отсеках, а также системой
автономного отопления.
ВАЗ-2702
ВАЗ-2702 стал первым отечественным
электромобилем, который прошел краш-тест.
Автомобиль был готов к серийному
производству, однако социально-политические
изменения, произошедшие в нашей стране,
не позволили поставить модель на
конвейер. Позже ВАЗ разрабатывал модели
«ВАЗ-2109Э», «ВАЗ-2131Э», «Эльф», «Рапан»,
«Гольф». В 90-х выпускалась специальная
конвертированная «Ока» ВАЗ-1111Э.
В общем, попыток было много. Однако автомобиль с двигателем внутреннего сгорания пока остаётся более рентабельным и эффективным средством передвижения. Поэтому все разработки электромобиля до недавнего времени не смогли получить мультисерийного воплощения. Основной же недостаток автомобиля на электрической тяге кроется в аккумуляторных батареях. До сих пор не удаётся снизить их стоимость до приемлемого значения (из-за дорогостоящих материалов), а запас хода электромобиля не позволяет использовать его для перемещения между городами.
Технологии, однако, развиваются. Пока еще электромобиль не способен конкурировать с обычными машинами, но за ним будущее. У электромобилей более низкие расходы на эксплуатацию (в среднем 0,2 кВт•ч на 1 км пути). Кроме того, электродвигатели более долговечны, чем бензиновые.
Когда АвтоВАЗ вошел в состав
«Ростехнологий», разработки было решено
возобновить. На Московском международном
автомобильном салоне глава госкорпорации
Сергей Чемезов представил на суд
общественности электромобиль El Lada. Его
мелкосерийное производство начнётся
в этом году. Уже подписано соглашение
о поставке партии из 100 электромобилей
в Ставропольский край для использования
в качестве такси.
El Lada
Современные технологии позволили
увеличить запас хода до 150 км. Зарядить
автомобиль можно будет за ночь: на это
уйдёт восемь часов. Максимальная
скорость, которую способна развить El
Lada, составляет 140 км/ч. Электромобиль
был создан на базе Lada Kalina. В его разработку
завод вложил более 10 млн евро.
Закрепление на рынке электромобилей
для АвтоВАЗа – задача скорее
стратегическая, чем узко прагматичная.
Сегодня в России уже продаются
электромобили зарубежных производителей.
Думается, что El Lada сможет составить им
конкуренцию: розничная цена в 1,25 млн
руб., конечно, высока, но в своем сегменте
она ниже, чем у конкурентов. К тому же
в «Ростехнологиях» планируют серьезно
снизить производственные затраты. Как
только удастся наладить отечественное
производство электродвигателей и
аккумуляторов, цена El Lada заметно
снизится.
Пока отечественный рынок электромобилей
не насыщен. Серьезные войны за его
завоевание – дело будущего. Однако
борьба идёт уже сейчас. Недавно стало
известно, что производство анонсированного
два года назад «Ё-мобиля», будет отложено
еще на два года.
Концепт-кар Ё-мобиля
Таким образом, АвтоВАЗ получил дополнительное конкурентное преимущество. За это время El Lada будет опробована на дорогах страны и, при необходимости, в конструкцию будут внесены изменения.
Сам факт наличия конкурентной борьбы, говорит о том, что время электромобилей становится всё ближе. И El Lada – наглядное тому доказательство.