Биодизель может поссорить Беларусь и Украину

13.07.2012
Биодизель может поссорить Беларусь и Украину

В Украине обеспокоены наплывом поставок из Беларуси дешевого биодизельного топлива

В Украине обеспокоены наплывом поставок из Беларуси дешевого биодизельного топлива. Данное обстоятельство может подтолкнуть украинское руководство к реанимированию идеи введения пошлин на импортные нефтепродукты. К тому же "заградительная" тема уже получила второе дыхание в связи с заявлением влиятельного украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа о покупке нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) и сети автозаправок (АЗС).

Беларусь сейчас превращается в нефтяной офшор. Нефть, нефтепродукты и растворители обеспечивают 80% прироста экспорта Беларуси. В частности, их доля в экспорте возросла с 31% практически до 48%. Рынок Украины продолжает оставаться одним из ключевых для белорусских нефтепереработчиков. В последнее время в южном направлении стали поступать новые виды нефтепродуктов.

Так, в мае Украина импортировала из Беларуси 173,1 тыс. т биодизельного топлива (ТБД), что является рекордным уровнем месячных поставок. Поставки ТБД даже превысили майский объем импорта обычного дизтоплива из Беларуси (158 тыс. т). По сравнению с апрелем компании в мае увеличили импорт ТБД в 2,6 раза, в целом же импорт ТБД в январе-мае составил 475,9 тыс. т.

ТБД производится компанией "Трайпл-Энерго" путем смешения товарного дизельного топлива из России и незначительного количества биокомпонентов. В дальнейшем данный продукт экспортируется без уплаты российской экспортной пошлины, которая в июле составляет $243,7/т. Россия, напомним, подозревает Беларусь в реэкспорте российских нефтепродуктов под видом разбавителей и растворителей с целью избежать уплаты экспортной пошлины в российский бюджет. Беларусь категорически отрицает данные обвинения, приводя в качестве аргумента данные об уплате за январь-май 1,86 млрд долларов экспортных пошлин.

Недавно белорусские компании вывели на рынок Украины новый вид биодизельного топлива (БДЛ-С), об этом OilNews сообщил информированный источник на рынке. По его словам, схема создания этого продукта подобна производству ТБД "Трайпла". Благодаря наличию биоприсадок он может продаваться за пределы Таможенного союза без уплаты российской экспортной пошлины. В Украину уже начались поставки БДЛ-С; в июле поставки планируются на уровне 40 тыс. тонн. По мнению участников украинского рынка, поставки ТБД и БДЛ-С будут в дальнейшем возрастать, снижая поставки традиционного топлива, в частности, производства Мозырского НПЗ. Трейдеры считают, что это будет связано с более низкой ценой ТБД и БДЛ-С по сравнению с традиционным ДТ, простотой схемы закупок.

Реализацию БДЛ-С в Украину пока осуществляют три компании: "Юнивест-М", "Петротранс" и "Интерсервис". По информации участников рынка, продвижение этого вида топлива пролоббировал собственник "Юнивест-М" Анатолий Тернавский, у которого имеются интересы и в Украине. К слову, против него и владельца "Трайпла" Юрия Чижа ЕС ввел санкции.

Тем временем российско-украинская компания "ТНК-ВР Коммерс" в очередной раз обратилась в Министерство экономического развития и торговли Украины с предложением ввести ограничительные меры на импорт нефтепродуктов. Об этом передают "Украинские новости", ссылаясь на письмо президента/главного управляющего директора "ТНК-ВР Коммерс" Владимира Жмака главе Минэкономразвития Петру Порошенко, который, к слову, недавно урегулировал белорусско-украинскую продуктовую войну.

В частности, компания считает, что пошлины – одна из первоочередных мер, которая поможет восстановить украинскую нефтепереработку. "Применить защитные меры для защиты интересов отечественных производителей нефтепродуктов... ввести ввозную пошлину в эквивалентном объеме, которая позволит выровнять конкурентные условия для отечественных производителей и импортеров путем проведения дополнительного специального расследования импорта нефтепродуктов", – сказано в письме.

"ТНК-ВР Коммерс" также готова поддержать квоты на импорт топлива, предлагая схему, по которой импорт топлива стандарта Евро-5 не квотируется, Евро-4 – квотируется, Евро-3 и Евро-2 – запрещены к ввозу. Среди прочего, нефтяная компания выступает за то, чтобы Украина не продлевала действия стандартов Евро-3 и Евро-2, поддерживает усиление контроля качества нефтепродуктов, пресечение контрабанды и уклонения от уплаты налогов и других обязательных сборов при импорте топлива. Согласно выводам "ТНК-ВР Коммерс", в Украине отсутствуют стимулы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей государством, губительными в целом являются те меры, с которыми компания предлагает бороться. Компания убеждена, что главной причиной кризисных тенденций стало отсутствие равных конкурентных условий украинских НПЗ с заводами стран Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

В Украине шесть НПЗ, из которых работает только Кременчугский НПЗ "Укртатнафта". Одесский НПЗ компании "Лукойл" простаивает из-за отсутствия маршрута поставок трубопроводной нефти, Лисичанский НПЗ (ЛИНИК) компания ТНК-ВР остановлен в марте этого года. Дрогобычский, Надворнянский и Херсонский НПЗ не работают по причине несоответствия качества выпускаемой продукции украинским и международным стандартам. Влиятельный украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ недавно заявил о том, что в ближайшее время может купить НПЗ и сеть АЗС. Народная молва пророчит ему приобретение ЛИНИКа, и реанимирование идеи введения заградительных пошлин на импортные нефтепродукты.

25 июня премьер-министр Украины Николай Азаров провел совещание с руководством Минфина, МЭРТ и Минэнергоугля, на котором дал поручение изучить возможность проведения специального расследования относительно импорта нефтепродуктов. Не лишним будет напомнить, что в 2011 году Межведомственная комиссия по международной торговле Украины уже проводила спецрасследование против импорта нефтепродуктов, которое завершилось без применения специальных мер.

Директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн называет одновременное появление информации о росте поставок биодизельного топлива из Беларуси и возникновение разговоров о введение квот на импортные нефтепродукты "скорее всего, совпадением". При этом эксперт отмечает, что "рост поставок биодизеля вредит самой Беларуси". "Это дешевое топливо создает конкуренцию качественным и более дорогим бензинам и ДТ Мозырского НПЗ. Кроме того, оно дает дополнительные аргументы украинским лоббистам введения пошлин", - сказал Куюн TUT.BY. Поэтому, по его словам, в настоящее время введение импортных пошлин выглядит вполне реалистичным.

Источник: TUT.BY
Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: