Оценка развития производства моторного биотоплива в России

27.04.2010
Оценка развития производства моторного биотоплива в России

На текущий момент в России нет действующих крупнотоннажных производств жидкого моторного биотоплива

На текущий момент в России нет действующих крупнотоннажных производств жидкого моторного биотоплива, отсутствует практика добавления биотоплива в моторное топливо. В то же время вопрос развития производства и потребления биотоплива стратегически значим для России, что связано с такими факторами, как:

  • снижение доступности углеводородных ресурсов и рост затрат на их добычу;
  • осуществление политики развитых стран по снижению объемов импорта ископаемых видов топлива и, как следствие, прогнозируемое снижение прибыли от экспорта нефти из России;
  • ухудшение экологической обстановки в крупных городах и ухудшение здоровья городского населения. Энергетической стратегией до 2020 года заявлено в качестве одной из основных целей снижение вредных выбросов от энергетических установок в городах и населенных пунктах со сложной экологической обстановкой. Добавление биотоплива в моторное топливо существенно снижает объемы вредных выбросов в атмосферу, производимых транспортными средствами;
  • крупнейшие в мире объемы доступной биомассы, в том числе непродовольственной. Большой объем органических отходов.

На текущий момент в мире промышленно освоены технологии производства моторного биотоплива первого поколения – из зерновых, масличных культур, сахарного тростника. Однако технологии первого поколения требуют значительных энергетических ресурсов и создают угрозу продовольственной безопасности в мире. В связи с этим, в развитых странах, включая Евросоюз, рассматривается вопрос об ограничении производства биотоплива первого поколения.

Перспективными в данной сфере для развития в России до 2020 года являются технологии производства биотоплива второго поколения (то есть из непродовольственной биомассы: древесины, соломы, биоотходов, энергоемких растений), не требующего существенных изменений в конструкции автомобилей. На текущем этапе при производстве жидкого биотоплива в основном используются технологии гидролиза и пиролиза. Относительно недавно появилась и уже промышленно освоена признанная очень перспективной технология Biomass-to-Liquid (BTL), основанная на так называемом процессе Fischer-Tropsch (Фишера-Тропша), в результате которой все растение перерабатывается в жидкое топливо. Данные виды топлива перспективны с точки зрения показателей по сжиганию и выбросам.

Технологии первого поколения получат ограниченное развитие в России с учетом ожидаемого роста коммерческой эффективности технологий производства биотоплива из непищевой биомассы по мере их промышленного освоения.

Испытания показывают, что автомобили отечественного производства могут работать на 5%-ой смеси биоэтанола с бензином. Для иностранных автомобилей этот показатель выше – 10%. 21 февраля 2008 года Правительством РФ утвержден технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам", в котором оговорено использование биоэтанола до 5% объема топлива. В то же время на территории России нет действующих промышленных производств моторного биотоплива.

При постановке средне- и долгосрочных целей развития рынка биотоплива в России целесообразно принимать во внимание целевые показатели, к которым стремятся Евросоюз и США.

Социально-экономический эффект от реализации целенаправленных мер по развитию биоэнергетики и биотоплива заключается в:

  • существенном снижении уровня загрязненности воздуха в городах, что ведет к снижению уровня заболеваемости жителей;
  • существенной экономии затрат на тепло и электроэнергию предприятиями и организациями, у которых образуются большие объемы органических отходов (за счет внедрения локальных установок по производству биогаза и преобразования его в тепло и электроэнергию). Это будет способствовать, в свою очередь, сдерживанию цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
  • создании новой, неистощимой статьи экспорта,компенсирующей ожидаемое в долгосрочном периоде снижение прибыли от топлива из ископаемых источников.
Источник: Рабочие материалы к Стратегии развития биотехнологической отрасли промышленности до 2020 года
Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: