Проект ФЗ "Об упаковке и упаковочных отходах"

05.03.2010

Представлены основные положения проекта ФЗ "Об упаковке и упаковочных отходах" от 20.06.2002 г.

Попытки разработки проекта закона "Об упаковке и упаковочных отходах" в последнее десятилетие предпринимались комитетами по экологии Совета Федерации и Государственной думы. Однако они до настоящего времени не привели к положительному результату.

15 октября 2009 г. в Комитете по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации состоялось рабочее совещание по вопросу о необходимости принятия данного закона.

В настоящей статье представлены основные положения проекта ФЗ "Об упаковке и упаковочных отходах" от 20.06.2002 г.

Федеральный закон "Об упаковке и упаковочных отходах"

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы и регулирует отношения, возникающие в процессе обращения упаковки, а также сбора, транспортировки, переработки, утилизации и ликвидации упаковочных отходов в целях обеспечения экологической безопасности и здоровья человека, ресурсосбережения и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Статья 4. Принципы государственной политики

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели, граждане, осуществляя деятельность, связанную с обращением упаковки и упаковочных отходов, руководствуются следующими принципами:


  • снижение абсолютной массы и объема упаковки; 
  • сокращение доли упаковки в общем объеме и массе товара; 
  • многократность использования упаковки; 
  • недопущение повторного использования упаковки, если при этом создается вероятность снижения ее функций; 
  • сокращение количества не утилизированных упаковочных отходов; 
  • вовлечение в хозяйственный оборот вторичного сырья, полученного из упаковочных отходов; 
  • снижение содержания вредных веществ в упаковке; 
  • утилизация упаковочных отходов способами, наносящими наименьший вред здоровью человека и окружающей среде; 
  • ответственность производителей и промышленных потребителей упаковки за раздельный сбор, сортировку по фракциям (включая композиты) и утилизацию произведенной и потребленной ими упаковки после окончания ее жизненного цикла; 
  • минимизация бюджетных затрат на раздельный сбор, сортировку по фракциям (включая композиты) и утилизацию упаковочных отходов за счет внебюджетных источников финансирования, в том числе оптимизации процессов привлечения частного капитала; 
  • государственное стимулирование использования вторичного сырья, полученного из упаковочных отходов; 
  • государственная поддержка и стимулирование рационального и наносящего наименьший вред здоровью человека и окружающей среде обращения упаковки и упаковочных отходов; 
  • организация разъяснительной работы с населением по применению настоящего Федерального Закона.

 

Статья 10. Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере обращения упаковки

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере обращения упаковки, имеют право на:

а) получение в установленном порядке информации о новых технологиях производства упаковки;
б) внесение предложений, связанных с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов обращения упаковки;
в) участие в разработке местных, региональных и федеральных программ обращения с упаковкой и упаковочными отходами; 
г) передачу своих обязанностей по сбору, сортировке и утилизации упаковочных отходов Центрам по управлению утилизацией упаковки. 

Юридические лица индивидуальные предприниматели, занятые в сфере обращения упаковки обязаны:

- маркировать производимую и используемую упаковку в соответствии законодательством Российской Федерации; 
- на основе материально-сырьевых балансов производства вести первичный текущий учет количества, типа и состава упаковки для оценки затрат на их раздельный сбор, сортировку по фракциям (включая композиты) и утилизацию после окончания жизненного цикла; 
- осуществлять сбор, сортировку и утилизацию упаковочных отходов, образовавшихся в течение жизненного цикла упаковки, введенной ими в хозяйственный оборот; руководствоваться принципами, изложенными в статье 4 настоящего Закона.

 

Статья 11. Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере обращения упаковочных отходов

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере обращения упаковочных отходов, имеют право на:

а) получение в установленном порядке в банке данных, формируемом органами исполнительной власти, информации о технологиях сбора, сортировки, транспортировки, размещения, складирования, обработки, переработки, утилизации, ликвидации упаковочных отходов, строительстве и эксплуатации объектов обращения с упаковочными отходами;
б) хранение упаковочных отходов в специально отведенных местах или объектах в соответствии с санитарными нормами и правилами содержания территорий;
в) внесение предложений, связанных с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов обращения упаковочных отходов;
г) участие в разработке местных, региональных и федеральных программ обращения упаковочных отходов. 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занятые в сфере обращения упаковочных отходов, обязаны:

а) предупреждать образование и уменьшать объемы образования не утилизируемых упаковочных отходов;
б) вести первичный текущий учет количества, типа и состава упаковочных отходов, которые раздельно собираются, сортируются по фракциям (включая композиты) и утилизируются, и представлять по ним статистическую отчетность в установленном порядке;
в) обеспечивать полный раздельный сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи упаковочных отходов, имеющих ресурсную ценность и подлежащих утилизации;
г) обеспечивать сортировку по фракциям (включая композиты) упаковочных отходов; 
д) не допускать смешения упаковочных отходов, если это не предусмотрено существующей технологией и усложняет обращение с упаковочными отходами или не доказано, что такое действие отвечает требованиям повышения экологической безопасности;
е) не допускать хранения упаковочных отходов в несанкционированных местах или объектах;
ж) осуществлять контроль над состоянием мест или объектов размещения собственных упаковочных отходов; 
з) назначать ответственных лиц в области обращения с упаковочными отходами;
и) возмещать ущерб, нанесенный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, предприятиям, учреждениям и организациям вследствие нарушения установленных правил обращения с упаковочными отходами, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к) обеспечивать профессиональную подготовку, повышение квалификации и проведение аттестации специалистов в области обращения упаковочных отходов.

Статья 21. Требования к производству и составу упаковки

К основным требованиям к упаковке может быть отнесено:

  • изготовление упаковки из экологически безопасных материалов; 
  • изготовление упаковки только из тех материалов, которые, после окончания жизненного цикла упаковки, можно вовлечь в хозяйственный оборот; 
  • сохранение потребительских качеств товарного продукта на установленный срок его употребления с учетом возможного негативного воздействия окружающей среды при соблюдении установленных правил хранения и транспортировки товарного продукта; 
  • отсутствие отрицательного воздействия на здоровье человека при непосредственном контакте упаковки с товарным продуктом и при контакте человека с упаковкой.

 

Статья 28. Механизм экономического регулирования обращения упаковки и упаковочных отходов

Механизм экономического регулирования обращения упаковки и упаковочных отходов предусматривает:

  • определение залоговой стоимости многооборотной упаковки, стимулирующего её раздельный сбор и повышение оборачиваемости; 
  • недопущение снижения установленной минимальной величины залоговой стоимости многооборотной упаковки при раздельном сборе потребительской тары у населения; 
  • определение в себестоимости упаковки и упакованной продукции диапазона затрат на их раздельный сбор, сортировку по фракциям (включая композиты) и утилизацию после окончания жизненного цикла для создания системы контроля обращения упаковки и упаковочных отходов, системы финансирования раздельного сбора, сортировки по фракциям (включая композиты) и утилизации упаковочных отходов, а также системы взаимодействия между производителями и промышленными потребителями упаковки, предприятиями и организациями, деятельность которых направлена на раздельный сбор, сортировку по фракциям (включая композиты) и утилизацию упаковочных отходов; 
  • целевое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, пилотных проектов, направленных на улучшение качества упаковки, ее оборачиваемости, использование вторичных сырьевых ресурсов при производстве упаковки, повышение утилизируемости упаковочных отходов в окружающей среде; дифференцирование платежей за размещение упаковочных отходов в зависимости от класса опасности, их сырьевой ценности, экологической обстановки на соответствующей территории, потребностей во вторичном сырье; 
  • уменьшение платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов или освобождение от этих платежей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих раздельный сбор, сортировку по фракциям (включая композиты) и утилизацию упаковочных отходов с применением экологически безопасных технологий, или зачисление средств, предназначенных на выполнение этих мероприятий, в счет указанных платежей; 
  • другие меры экономического стимулирования, в том числе, предусмотренные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».
Источник: www.unipack.ru
Все комментарии (2)
Комментировать
Дмитрий Юрьевич

обращаюсь к Вам из Кореновска Краснодарского края, депутат МО Кореновский р-н председатель комиссии по законности - Задорожный Дмитрий Юрьевич.

Мое предложение, и считаю его одним из важных моментов будущего закона, это дальнейшее распределение полученных денег от налога на произведенную упаковку. Порядка 90 % полученных средств должны оставаться на местах - в местных поселениях, а 5-10% идти в федеральный бюджет.

Продумать какой % от налога на ввезенную в РФ импортную упаковку необходимо распределять по регионам, ведь им потом самостоятельно бороться с этим мусором.

Сейчас у большинства поселений нет законно оформленных свалок ТБО, не говоря о переработке упаковки.

Только при таком раскладе будет возможно реально на местах содержать территорию в чистоте.

Дать местным поселениям возможность самостоятельно распределять полученные деньги в дело, в зависимости от ситуации на месте.

Спасибо. Буду рад, если мои предложения помогут в наведении чистоты в стране.

Д.Ю.Задорожный

07.04.2010
22:56
Владимир Пларус

Считаю, что главной задачей закона должен стать вывод бизнеса по утилизации, сортировке и продаже вторресурсов из тени. Сейчас значительная часть рынка находится вне налогов в зоне наличных денег и коррупции, что мешает работе "Белых" предприятий, лишает их сырьевой базы.

Также закон должен предусматривать поддержку предприятий, производящих из вторичного сырья продукт с высокой долей передела. Прописать для некоторых отраслей обязательный минимальный уровень содержания рециклингового и вторичного сырья в составе готовой продукции.

Запретить те виды упаковки, которые не могут быть переработаны для вторичного использования.

05.02.2013
18:25
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: